МАКАРОВА И.И.
УЧАСТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИФЛА ПО ВОПРОСАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ПЕЧАТИ
Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений за почти 70-летнюю историю существования, изменяя структуру, характер и методы работы, расширяя цели и задачи, географию деятельности, не утратила интереса к разработке вопросов подготовки библиотечных кадров, накопила огромный опыт развития международного сотрудничества в области непрерывного библиотечного образования и укрепления библиотечной профессии в мире.
Проблемы библиотечного образования, вследствие важности, постоянно выносились за рамки специализированного органа ИФЛА и рассматривались на заседаниях других комиссий и секций, пленарных заседаниях и дважды становились основными темами для обсуждения на ежегодных сессиях ИФЛА.
Отечественные библиотековеды внесли значительный вклад в разработку и решение проблем подготовки библиотечных кадров в ИФЛА.
Вступив в состав ИФЛА, они приступили к непосредственному участию в работе специализированного органа по библиотечному образованию, придавая большое значение всем видам деятельности, которые возможны в рамках организации: руководству секцией библиотечных школ, выступлениям на сессиях, информации об опыте подготовки библиотечных кадров в нашей стране, внесению кардинальных предложений по улучшению структуры и деятельности органа по профессиональному образованию, разработке проектов программ исследований, направленных на развитие и совершенствование подготовки библиотечных кадров .
Благодаря выступлениям отечественных специалистов библиотечная общественность мира проявила интерес к вопросам планирования, унификации и стандартизации библиотечного образования, социальным аспектам библиотечного образования, содержанию учебных предметов, проблемам и перспективам непрерывного библиотечного образования.
Самое непосредственное участие в работе секции библиотечных школ ИФЛА принимали представители нашей страны: К.И. Абрамов, М.П. Гастфер, В.В. Серов, Т.И. Скрипкина, Л.И. Владимиров, К.А. Синкявичюс.
По инициативе профессора МГУК К.И. Абрамова на сессиях ИФЛА систематически ставились и обсуждались перспективные вопросы библиотечного образования: содержание учебных предметов, развитие НИР в учебных заведениях, проблемы и перспективы непрерывного библиотечного образования и др. Большой интерес у членов секции библиотечных школ ИФЛА вызвал доклад К.И. Абрамова об отражении в учебных планах библиотечных заведений проблем библиотечного законодательства и управления библиотеками. В развернувшейся по докладу дискуссии было предложено отражать библиотечное законодательство в учебных курсах библиотечных школ мира.
К сожалению, мы не имеем полной возможности убедиться в реализации ряда предложений отечественных специалистов библиотечного дела. Одной из серьезнейших причин на этом пути является проблема отражения деятельности ИФЛА в печати.
Наметившаяся в начале 80-х гг. тенденция к сокращению информации о деятельности ИФЛА стала исчезать в последующие годы. Однако в отечественных публикациях практически отсутствует информация о заседании секции библиотечных школ. Нет также тематического перечня докладов и выступлений, сделанных отечественными представителями по вопросам подготовки библиотечных кадров.
Отсутствуют переводы основных изданий ИФЛА в области подготовки профессиональных библиотечных кадров, например, Бюллетеня секции библиотечных школ, международного справочника "Подготовка в области библиотечного образования и информатики в странах мира", "Справочника ИФЛА по непрерывному образованию" и других изданий.
Знакомство с деятельностью ИФЛА в области подготовки профессиональных кадров затруднено распыленностью публикаций по крупнейшим библиотекам страны. Вместе с тем интерес к ИФЛА в России продолжает расти. Выход видится в следующем: сосредоточение всех имеющихся материалов ИФЛА по проблемам подготовки библиотечных кадров в одном месте, приведение в надлежащий порядок архивов секции, восполнение имеющихся пробелов. Подобная серьезная работа, думается, по силам Центру международного библиотековедения во ВГБИЛ.