АЗАРОВА О.Д.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В БИБЛИОТЕКЕ АМЕРИКАНСКОГО ЦЕНТРА ВГБИЛ
Американский Центр,финансируемый Информационным агентством США (ЮСИА), был открыт во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы в июне 1993 г. с целью содействия процессам демократизации в России путем предоставления руководителям всех уровней, преподавателям и учащимся высших учебных заведений, представителям неправительственных организаций и деловых кругов, а также всем заинтересованным лицам свободного доступа к широкому кругу источников информации о США.
Достижению этой цели способствует обеспечение широкого доступа читателей ко всем информационным ресурсам, имеющимся в библиотеке Американского центра,а также функционирование справочно-библиографической службы.
Другая важная задача, которую ставит Информационное агентство США перед своими библиотеками, заключается в том, что они должны являться "витринами современных технологий". Нам представляется, что слово "витрина" не совсем точно, и наша библиотека представляет собой, скорее, демонстрационный зал или испытательный стенд, на котором ежедневно решается задача повышения качества и эффективности информационного обслуживания.
Наличие в библиотеке факсимильной связи и электронной почты позволяет значительно повысить оперативность выполнения информационных запросов и обеспечивает эффективную обратную связь с потребителями информации. Благодаря наличию этих каналов связи справочная служба Американского центра имеет возможность в течение нескольких часов удовлетворить запросы, поступающие из всех регионов Российской Федерации.
Для выполнения информационных запросов в распоряжении сотрудников библиотеки имеется фонд книг и периодических изданий, базы данных на оптических дисках (CD-RОM), интерактивные базы данных LЕGI-SLАТЕ и DIALOG,а также ресурсы компьютерной сети Интернет. При выборе формата предоставления материала сотрудники справочной службы исходят из содержания и характера запроса, срочности его выполнения, статуса данного потребителя информации, а также наличия каналов связи, имеющихся в распоряжении.
Последние месяцы показали, что потребители предпочитают получать информацию в электронной форме. Поэтому для информационного поиска все чаще привлекаются базы данных на оптических дисках.К сожалению, Центр пока не имеет возможности предоставить своим читателям самостоятельного доступа к ресурсам сети Интернет, но справочно-библиотечная служба охотно принимает запросы, связанные с обращением к ней,а также предоставляет читателям адреса и необходимые консультации.
К интерактивным базам данных сотрудники справочной службы обращаются, главным образом, по заявкам организаций. Наиболее активно используется LEGI-SLATE - база данных по американскому законодательству и текущей политике.Наряду с выполнением отдельных запросов,связанных с поиском законов, официальных заявлений и публикаций по актуальным вопросам, библиотека предоставляет заинтересованным организациям возможность стать абонентами службы оперативного оповещения базы данных LEGI-SLАТЕ. Ежедневно пополняемые файлы включают информацию о слушаниях в Конгрессе США, официальных заявлениях, брифингах в Белом Доме и Министерстве обороны,а также публикациях в "Вашингтон Пост" и других источниках по тематике, интересующей абонентов.
Абоненты получают краткую информацию и могут в дальнейшем запросить полный текст интересующих их документов. Содержание файлов может быть изменено и дополнено с учетом интересов конкретного абонента.Формат,частота и форма предоставления материала (распечатка, загрузка на дискеты,отправка по электронным каналам связи) согласуются с абонентом.
В настоящее время абонентами этой службы являются такие структуры, как Библиотека Аппарата Президента РФ, информационные службы обеих Палат Парламента, Посольство республики Казахстан, Управление по делам библиотек МК РФ и др. C рядом из вышеназванных организаций у ВГБИЛ, структурным подразделением которой является Американский центр, имеются договоры о сотрудничестве и обмене информационными ресурсами. Опыт такого сотрудничества привел Центр и его постоянных партнеров к идее создания рабочей группы библиотекарей и информационных специалистов, работающих с информацией по законодательству, политике и экономике. Участие в работе группы позволяет специалистам знакомиться с имеющимися в Москве информационными ресурсами,делиться опытом работы,в частности по использованию средств автоматизации.
Наличие в библиотеке Центра электронного каталога значительно облегчает предоставление библиографических справок. Все его читатели имеют к нему доступ,а также ко всем базам данных на CD-RОМ, имеющимся в библиотеке. В связи с этим в структуре должностных обязанностей библиотекарей справочной службы задача обучения читателей навыкам работы с электронными базами данных играет все более важную роль. По мере роста компьютерной грамотности потребителей их запросы становятся все более сложными, поэтому сотрудникам библиотеки Центра необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Для успешного выполнения своих ежедневных обязанностей они должны демонстрировать не только компетентность в области информационного поиска, но и методические навыки, а также знание основ библиотечного менеджмента, так как использование в библиотеке электронных технологий и предоставление новых услуг требуют от сотрудников гибкости, способности оперативно реагировать на изменения и принимать компетентные решения. Важное место в системе мероприятий по повышению квалификации играют практические семинары,которые проводятся в Центре 1-2 раза в год при содействии Информационного агентства США и собирают вместе сотрудников всех американских информационных центров в России.
Само собой разумеется, сотрудники Американского центра считают своей почетной обязанностью делиться накопленным опытом работы, прежде всего, в области использования новейших информационных технологий, с библиотечными и информационными специалистами Москвы и других регионов России. Формы такой методической работы весьма разнообразны: от индивидуальных консультаций и лекций с демонстрацией используемых в библиотеке баз данных до организации стажировок,во время которых специалисты имеют возможность практически познакомиться с влиянием автоматизации на различные библиотечные процессы.
Мы стремимся к тому,чтобы деятельность библиотеки Американского Центра,основанная на использовании новых технологий, способствовала формированию в сознании общественности нового представления о роли и функциях современной библиотеки в социальном процессе, осознанию значения оперативной и своевременной информации в процессе принятия решений, повышению престижа библиотечного и информационного работника.n