ГОЛУБЕВА Е.И.,
ЧУДИНОВА В.П.
К ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЯ КООРДИНАЦИОННОГО ЦЕНТРА
В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

        Сфера исследований детского чтения обширна и носит междисциплинарный характер: им занимаются педагоги, библиотекари, литературоведы, литературные критики, психологи, социологи и др. Как на Западе, так и в России развивается наука о детском чтении, находящаяся на стыке различных дисциплин. Однако в России накопление знаний в этой области в основном осуществляется внутри различных ведомств. Не секрет, что специалисты культуры и образования часто работают в отрыве и изоляции друг от друга, не зная, что в смежной сфере проводятся сходные исследования. Это мешает разработке общих основ междисциплинарной науки о детском чтении, имеющей практические выходы в сферу как образования, так и библиотечного обслуживания детей.
        К сожалению, в России до сих пор нет центра, координирующего  исследования в сфере детского чтения, а также библиотечного обслуживания детей и подростков. Эту роль до сих пор не взяла на себя ни одна организация, занимающаяся этими проблемами.
Среди важнейших функций координационного центра, занимающегося проблемами детского чтения для детей, можно назвать:
- накопление информации о детском чтении и детской литературе по различным областям знания, в том числе информации о проводимых исследованиях, организациях и специалистах;
- сбор и хранение информации о программах по исследованию детского чтения, методиках, применяющихся в исследованиях, и другой документации подобного рода;
- создание экспертного совета из специалистов различных сфер знаний: библиотекарей, педагогов, общественных деятелей, специалистов в области исследования детской литературы, писателей, художников-иллюстраторов и других;
- консультирование специалистов, работающих в сфере детской литературы и детского чтения;
- разработка исследовательских проектов в области детского чтения;
- координация исследований, кооперация специалистов, их привлечение  к исследованиям и т.д.;
 - изучение и анализ проведенных исследований, их экспертиза;
- проведение экспертных опросов  по проблемам детского чтения, издания детской литературы и ее распространения;
- связь с зарубежными специалистами.
Российская государственная детская библиотека приступила к созданию базы данных по исследованиям детского чтения.
        В нее могут входить:
- публикации о проведенных исследованиях;
- программы и методики исследований (включая рабочую документацию);
- данные об организациях, занимающихся этими проблемами;
-  сведения о специалистах-экспертах в области детского чтения и детской литературы;
Создание базы данных поможет:
- предоставлять специалистам разнообразную информацию об исследованиях детского чтения;
- оказывать помощь и консультирование на разных этапах организации и проведения исследований;
- создать основу для получения общей картины детского чтения и состояния исследовательской базы в этой области;
- готовить сборники научных трудов статей, программ и других материалов по исследованиям в данной области.
        Все это может рассматриваться как первый шаг к созданию координационного Центра исследований детского чтения и литературы для детей.
        Ныне в ситуации ухудшения состояния детского чтения в России такой центр крайне необходим. Среди задач, которые должны быть решены в будущем, создание “карты детского чтения” различных регионов России, построение прогноза развития детского чтения на ближайшие годы.
Hosted by uCoz