ГОЛУБЕВА Е.И., ЧУДИНОВА В.П. |
В ОБЛАСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ |
Сфера исследований детского чтения обширна и носит междисциплинарный характер: им занимаются педагоги, библиотекари, литературоведы, литературные критики, психологи, социологи и др. Как на Западе, так и в России развивается наука о детском чтении, находящаяся на стыке различных дисциплин. Однако в России накопление знаний в этой области в основном осуществляется внутри различных ведомств. Не секрет, что специалисты культуры и образования часто работают в отрыве и изоляции друг от друга, не зная, что в смежной сфере проводятся сходные исследования. Это мешает разработке общих основ междисциплинарной науки о детском чтении, имеющей практические выходы в сферу как образования, так и библиотечного обслуживания детей. К сожалению, в России до сих пор нет центра, координирующего исследования в сфере детского чтения, а также библиотечного обслуживания детей и подростков. Эту роль до сих пор не взяла на себя ни одна организация, занимающаяся этими проблемами. Среди важнейших функций координационного центра, занимающегося проблемами детского чтения для детей, можно назвать: - накопление информации о детском чтении и детской литературе по различным областям знания, в том числе информации о проводимых исследованиях, организациях и специалистах; - сбор и хранение информации о программах по исследованию детского чтения, методиках, применяющихся в исследованиях, и другой документации подобного рода; - создание экспертного совета из специалистов различных сфер знаний: библиотекарей, педагогов, общественных деятелей, специалистов в области исследования детской литературы, писателей, художников-иллюстраторов и других; - консультирование специалистов, работающих в сфере детской литературы и детского чтения; - разработка исследовательских проектов в области детского чтения; - координация исследований, кооперация специалистов, их привлечение к исследованиям и т.д.; - изучение и анализ проведенных исследований, их экспертиза; - проведение экспертных опросов по проблемам детского чтения, издания детской литературы и ее распространения; - связь с зарубежными специалистами. Российская государственная детская библиотека приступила к созданию базы данных по исследованиям детского чтения. В нее могут входить: - публикации о проведенных исследованиях; - программы и методики исследований (включая рабочую документацию); - данные об организациях, занимающихся этими проблемами; - сведения о специалистах-экспертах в области детского чтения и детской литературы; Создание базы данных поможет: - предоставлять специалистам разнообразную информацию об исследованиях детского чтения; - оказывать помощь и консультирование на разных этапах организации и проведения исследований; - создать основу для получения общей картины детского чтения и состояния исследовательской базы в этой области; - готовить сборники научных трудов статей, программ и других материалов по исследованиям в данной области. Все это может рассматриваться как первый шаг к созданию координационного Центра исследований детского чтения и литературы для детей. Ныне в ситуации ухудшения состояния детского чтения в России такой центр крайне необходим. Среди задач, которые должны быть решены в будущем, создание “карты детского чтения” различных регионов России, построение прогноза развития детского чтения на ближайшие годы. |