ШАПОШНИКОВ А.Е.

ЧАСТНАЯ МЕТОДИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:
ПУТИ РАЗРАБОТКИ

Научный прогресс в любой отрасли знания, в том числе в библиотековедении, в значительной степени обеспечивается дифференциацией и интеграцией дисциплин, усложнением их структуры. При этом очевидно, что общие знания должны предшествовать частным, специализированным. Категории “общего” и “частного” прослеживаются как в библиотековедении в целом (общее и частное библиотековедение), так и в его разделах (библиотековедческих дисциплинах).

На протяжении XVII-XIX вв., когда происходит становление и развитие библиотековедческой мысли в России, и позднее - в начале ХХ в., в трудах П.М. Богданова, Л.Б. Хавкиной и других известных библиотековедов вопрос о разработке частной методики обслуживания читателей не стоял. Объясняется это тем, что состав библиотековедения как науки тогда еще не определился, не была в достаточной мере разработана и общая методика обслуживания читателей. Однако в отношении общей методики библиотечного обслуживания этот недостаток довольно быстро преодолевается. Так, уже на курсах по библиотечному делу при Московском народном университете им. А.Л. Шанявского в лекциях А.А. Покровского говорилось о  методах просветительной работы библиотек (1917). Курс “Общая методика библиотечной работы” был в числе основных на библиотечном отделении Московского политпросветинститута (1925/26 уч.год). Теоретическое обоснование рассмотрения способов обслуживания читателей можно найти в трудах Л.Б. Хавкиной и В.А. Штейна. В пособиях Л.Б. Хавкиной “Руководство для небольших библиотек” (4-е изд., 1925) и “Руководство для небольших и средних библиотек” (1926, 1930) появляются главы, в которых всесторонне освещаются вопросы работы с читателями. Разработка общей методики обслуживания читателей и руководства их чтением, ведущаяся в 20-е и 30-е гг., подготовила этап более углубленного ее рассмотрения.

Частная методика обслуживания читателей в рамках единой учебной дисциплины “Библиотековедение” появляется с начала 50-х гг., когда в программе этого курса (1951) предусматривается раскрытие таких тем, как методика пропаганды литературы по различным отраслям знания, руководство чтением детей. Вскоре руководство чтением детей полностью отпочковалось от основного курса, приобрело свой самостоятельный предмет, особые задачи и цели (см. программу “Руководство чтением детей”, 1953).

Разработке частной методики обслуживания читателей способствовало дальнейшее развитие теории и практики работы с читателями, выделение в начале 70-х гг. курса “Работа с читателями” в качестве самостоятельной дисциплины. Проблемы частной методики обслуживания читателей прослеживаются во всех программах этого курса (1979, 1987). В программе 1987 г. впервые применен сам термин “частная методика работа с читателями” (см. 5-й раздел программы). Определенным стимулом для разработки частной методики обслуживания читателей послужило создание профилированных дисциплин в соответствии с учебным планом 1992 г. Тогда были подготовлены программы курсов “Библиотечное обслуживание специалистов гуманитарного профиля”, “Библиотечное обслуживание специалистов научно-технического профиля” и др. Частная методика обслуживания рассматривалась при этом как один из разделов того или иного курса (см.: Библиотечное обслуживание. Программы дисциплин М., 1994).

Углубленная разработка проблем частной методики обслуживания читателей предполагает создание специальных курсов, курсов по выбору и спецсеминаров. Она может идти по следующим основным направлениям:

а) рассмотрение особенностей обслуживания читателей в библиотеках различных типов и видов;
б) определение специфики библиотечного обслуживания отдельных социально-демографических групп населения (детей, юношества, специалистов гуманитарного и научно-технического профиля, предпринимателей, женщин, пенсионеров, инвалидов и др.);
в)установление особенностей использования изданий различных типов и видов (периодики, микрофильмов, видеолент, дискет и т.п );
г) изучение специфики обслуживания читателей художественной, научно-популярной литературой, изданиями по актуальным проблемам и темам, а также популярным жанрам (исторические романы, детективы, фантастика,  любовные романы и др.)

Разработка частных методик и профилированных курсов по обслуживанию читателей позволяет укрепить связи науки с практикой. Они не только окружают, но и питают, поддерживают основной курс по обслуживанию пользователей библиотек, являются его существенным дополнением. По замечанию А.В. Соколова, “многим теоретикам библиотечного и библиографического дела свойственна своеобразная “тоска по фундаментализму”, стремление к познанию непосредственно не наблюдаемых сущностей, фундаментальных законов и т.д.” Создание практических методик, разработка прикладных аспектов библиотековедения как бы уравновешивает эту тенденцию.

Hosted by uCoz