ХАМАГАНОВА Т. Н.,
ХАНЖАРОВА Л.М. |
ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА |
Историческая миссия библиотеки в обществе обусловлена, с одной стороны, ее посреднической функцией в отношении интеллектуальной культуры, с другой - сущностным качественным свойством быть, по словам Л.Б. Хавкиной, гарантом “свободы личности” (Книга и библиотека.- М. 1918). Между тем самоценность библиотек не предполагает изолированности от других социальных институтов, а порой даже обеспечивает их замену при наличии определенной духовной ниши. В данной связи незаслуженно мало изучена у нас история отдельных специальных библиотек, само существование которых есть показатель наличия в обществе особых интересов. Данному факту, несомненно, есть обоснованные объяснения, но это не снимает, на наш взгляд, полезности знакомства с одной из театральных библиотек российской провинции. Точную дату рождения библиотеки при Омском отделении СТД установить сложно. Ее подлинную историю справедливо будет связать с открытием в ноябре 1974 г. в Омске Дома актера. В новом здании под библиотеку было отведено помещение, составлены штатное расписание и положение о ее функционировании. Свой имидж театральная библиотека приобрела благодаря деятельности двух людей - председателя Омского отделения СТД Н.Д. Чонишвили и библиотекаря Н.Н. Кашич. За короткий срок фонд библиотеки был очищен от непрофильной литературы, начались регулярные поступления ценных изданий, значительно пополнился фонд периодики, начали создаваться картотеки и формироваться справочный фонд. Благодаря продуманной политике комплектования к началу 80-х гг. литература по драматургии, искусству,произведения русских и зарубежных классиков составили 82, 4%, что определило приток новых читателей в библиотеку. В указанный период в Омских театрах появилось много молодых актеров, перед которыми встал вопрос о занятости. Талантливая молодежь нуждалась в новой сцене. И вот на одном из заседаний Совета библиотеки родилась идея создания при ней “Театра одного актера”. Такая форма освоения театрального искусства стала для библиотеки как бы закономерным явлением ее истории. 1979 г. стал началом показа персональных программ. О театре заговорили сразу, успех у зрителей и прессы был бесспорен: моноспектакли заслуженного артиста РФ Ю. Трошкеева “А поутру они проснулись “ по В. Шукшину; С. Тимофеева “Иуда Искариот” по Леониду Андрееву; Н. Чиндяйкина “Зеленый тихий свет”по стихам поэтов Испании и Латинской Америки и др. получили широкую известность. Ряд спектаклей вышел за стены Дома актера, был показан в других городах Урала и Сибири. 10 лет функционировал “Театр одного актера”. Было поставлено около 20 названий и часто именно библиотека помогала в выборе репертуара. Для многих исполнителей театр сыграл главную роль в дальнейшей творческой судьбе. Заметим, что сама театральная библиотека также качественно выросла - это методический центр театральных библиотек Сибири и Дальнего Востока. Ее фонд увеличился по сравнению с первоначальным почти в 2 раза. Сформирован фонд редких и ценных изданий, в котором вниманием пользуются издания по архитектуре русских усадеб, их убранству, документы по истории костюма и др. Большой интерес вызывают выставки библиотеки, посвященные театральной жизни города. В экспозициях широко представляются не только документы из фондов самой библиотеки, но и всевозможные предметы театрального реквизита - костюмы, различные предметы туалета, быта. При библиотеке создан театральный архив, где бережно собираются и хранятся публикации о первых постановках, афиши, программки, личные вещи деятелей театра. Например, здесь хранится личный архив народной артистки РФ Т.А. Ожиговой. Библиотека поистине превратилась в подлинный центр общения, отдыха для артистов. Частыми гостями здесь являются ветераны сцены. Библиотека сформировалась в те годы, которые называют временами “стагнации” или “застоя”, однако нельзя вычеркнуть из памяти яркие явления культурной жизни. |