ТРОФИМОВА Р.А.
|
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ |
Формирование рыночных отношений в России породило массу новых и усугубило ряд старых социальных проблем. Резко возросла социальная дифференциация населения. Миллионы граждан оказались за чертой бедности, физиологического и психологического благополучия. Расшатываются семья и нравственность. Ширится ранее неизвестное современным поколениям страны явление безработицы. Около 25 млн. русских подвергается этнической дискриминации в ближнем зарубежье. Растут преступность, конфликтность, социальная напряженность. Решение множества связанных с этим проблем зависит не только от разумности политического и экономического курса, но и от организации эффективной системы социальных служб, призванных оказывать помощь пожилым, одиноким людям, инвалидам, детям-сиротам, многодетным семьям, беженцам, безработным, наркоманам, лицам, входящим в группы “риска”, всем другим социально ослабленным группам населения. Отечественные социономы, обобщая опыт социальной работы в других странах и адаптируя его к условиям России, видят идеал организации социальной работы в модели, которая включает следующие органы, организации, учреждения, службы: 1. Органы власти и управления, курирующие социальную сферу. 2. Учреждения социального обеспечения 3. Службы трудоустройства 4. Службы профориентации и профконсультирования молодежи 5. Комиссии по делам несовершеннолетних правонарушителей 6. Службы семьи 7. Психологические службы учебных заведений 8. Службы экстренной психологической помощи взрослому населению (“телефон доверия”, “кризисные стационары” и т.п.) 9. Службы социальной реабилитации 10. Службы социально-психологического консультирования 11. Социальные службы лечебных учреждений 12. Дома-интернаты для престарелых и инвалидов 13. Спецшколы для детей с задержками умственного развития 14. Социальные приюты (ночлежные дома) 15. Территориальные государственные и общественные фонды социальной поддержки населения 16. Благотворительные организации и т. д. В этом довольно обширном списке нет библиотек, а в рассуждениях теоретиков - социономов напрочь отсутствует признание того очевидного факта, что библиотеки, особенно публичные (массовые), прямо и косвенно участвуют в решении тех проблем, которые являются предметом социальной работы. В самом деле, куда идет ветеран труда, живущий на селе, чтобы узнать, какую пенсию он заработал и как ему ее оформить? Прежде всего, в близлежащую библиотеку, ибо никакого другого источника информации в непосредственной близости от него не име-ется. Где сельчанин, не имеющий финансовой возможности подписаться на газету, может прочитать очередной законодательный акт и узнать, как он повлияет на его судьбу? Где могут найти душевное отдохновение и успокоение безработные и многие другие люди, выбитые обстоятельствами из русла нормальной жизни? Разве не к общению с книгой, библиотекарем, как правило, тянутся одинокие и больные люди? И разве не благотворна для них библиотерапия? Ответы на эти вопросы самоочевидны для всех, кто не понаслышке знает истинное содержание труда настоящего библиотекаря. Представление о библиотеке как существенно важном учреж-дении социальной защиты населения подтверждается результатами социологического исследования выпускников библиотечного факультета Алтайского ГИК, работающих в сельских библиотеках края, и другими данными. Около половины их рабочего и значительная часть внерабочего времени затрачивается в настоящее время не на прием-выдачу литературы, не на обработку и пропаганду новинок литературы, не на иные традиционные библиотечные процессы и операции, а на такие виды деятельности, которые по своей сути представляют собой оказание первичной социальной помощи. Характерно, что за этой помощью все чаще обращаются не только постоянные читатели, но и многие из тех, кто раньше никогда не пользовался библиотеками. Таким образом, библиотека должна рассматриваться как органический элемент системы учреждений защиты населения, в задачи которой входит и осуществление социальной работы. Она должна решаться специфически библиотечными способами и средствами, как то: библиотечное патронирование инвалидов, пенсионеров, одиноких пожилых людей; библиотерапия несовершеннолетних правонарушителей; семейная библиотерапия; профилактика различных конфликтов; посредничество в отношениях читателей с другими социальными учреждениями и т.д. Не случайно в связи с этим на библиотечном факультете Алтайского ГИКа год тому назад открыта специализация “библиотекарь-социальный работник”. Между тем давно признанное в зарубежном библиотеко-ведении представление о библиотеке как учреждении социальной защиты населения не находит отклика в отечественной практике. Принцип разумной зкономии в нашем обществе нарушается и на этот раз. Вместо того, чтобы использовать органичную родственность социальной и библиотечной работы, стимулировать социальную направленность деятельности массовых библиотек, их под лозунгами о народном благе нередко закрывают, лишая сельское население минимума социальной помощи и психологической поддержки. Более того, с самым серьезным видом ведутся рассуждения о том, что средства для создания системы служб социальной работы можно изыскать за счет ликвидации библиотек. Такого рода ситуация ухудшит социальную обстановку в стране, повысит степень социальной напряженности, т.е. приведет к результату, прямо противоположному тому, за который ратуют социономы власти. Актуальная задача современности в свете сказанного заключается в том, чтобы: 1. Признать публичные (массовые) библиотеки в качестве важных элементов системы учреждений социальной работы, причем как в теории, так и в законодательных актах. 2. Прекратить практику ликвидации библиотек, исключить оправдание их закрытия ссылками на необходимость изыскания средств для организации социальной работы. 3. Усилить социономическую подготовку студентов библио-течных факультетов, расширить подготовку выпускников по специализациям “библиотекарь-социальный работник”. 4. Организовать массовую переподготовку кадров сельских библиотек по проблемам социальной работы. |