СПОРОВА О.С.
ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ  ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

        Сложности и противоречия  современной жизни, обусловленные политическими и экономическими процессами в обществе, породили множество новых проблем, решение которых невозможно без переосмысления социальными институтами, в том числе и библиотеками, своего места и роли в столь кардинально изменившихся условиях. Несмотря на то, что в настоящее время приоритетное внимание уделяется решению политических и экономических задач, вопросы культурного и духовного возрождения России не прекращают волновать всех прогрессивно мыслящих и образованных людей, которым близка мысль,высказанная  русским философом Н.А. Бердяевым: ”В жизни общества духовный примат принадлежит культуре. Не  в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности”. 
        Изменения,  происходящие в  жизни общества,  находят прямое отражение в деятельности библиотек. В сложившихся условиях библиотеки ищут пути удовлетворения новых потребностей общества. Библиотечные учреждения стремятся быть нужными обществу, привлечь внимание пользователей. Они используют маркетинговую стратегию, которую многие считают как основное средство “выжива-ния”  библиотеки, а также “паблик рилейшенз”, рассматривающиеся в зарубежном библиотековедении в качестве составляющей  маркетинговой стратегии управления. В то же время в новых условиях они начинают осознавать значимость повышения общей культуры обслуживания читателей. Между тем приходится признать,  что проблема культуры обслуживания не нашла надлежащего отражения  в  отечественной литературе, не определено данное понятие, рассматривались лишь его отдельные аспекты.
        Прежде чем дать определение понятию “культура обслуживания читателей”, необходимо отметить, что слово “культура” употребляется по самым различным причинам и поводам, оно одно из самых известных в словаре современного человека. Под культурой обслуживания мы понимаем совокупность норм предоставления библиотечных услуг, способов отношений между библиотекарями и читателями, которые приняты как эталон библиотечного обслуживания, призванные повысить качество и эффективность. Следует указать,  что данное определение будет дорабатываться в ходе нашего исследования. К составляющим культуры обслуживания мы относим техническое оснащение библиотеки, оформление интерьера, использование рекламы, культуру библиотечного общения, прежде всего между  библиотекарями и читателями. Культура обслуживания является важным элементом профессионального мастерства библиотекаря. Высокий  уровень культуры обслуживания может содействовать повышению общественного престижа библиотек, их социальной роли.
        Понятие “культура обслуживания  читателей” связано с понятием  комфортной библиотечной среды. Долгие годы на состояние библиотечной среды в нашей стране не обращалось никакого внимания. Комфортная библиотечная среда есть совокупность материальных и духовных ценностей. Именно по этому качественному показателю, а также по уровню культуры обслуживания надо оценивать деятельность библиотеки, хотя гораздо проще вести учет количественных показателей, таких, как количество читателей, посещаемость библиотеки, обращаемость книжного фонда. Когда мотивом всей библиотечной деятельности выступает читатель и удовлетворение его потребностей, то обязательно уделяется внимание уровню культуры обслуживания. Высокий уровень культуры обслуживания может содействовать конкурентоспособности  библиотек в информационной сфере.
Hosted by uCoz