АРТАМОНОВА С.С.
ЗЕМСТВА И БИБЛИОТЕКИ УРАЛА

        Земская реформа 1864 г. ввела в государственный строй России новую систему местного самоуправления. Земское движение было обусловлено активизацией общественного движения, зарождением демократических, правовых отношений.
        Первые земства на Урале появились в Пермской (1870) и Уфимской (1875) губерниях. В Оренбургской губернии земства были введены лишь в 1912 г. Либерально настроенным земцам “глубинка” России обязана развитием народного и внешкольного образования, приданием библиотечному делу организованного характера.
        Земства содействовали развитию действующих публичных и организации библиотек для народа: школьных и народных бесплатных библиотек - читален. Они открывались в городах, горно-заводских поселках (“в заводах”), волостных и уездных центрах, в селах.
Своей деятельностью земства стремились показать важность библиотек  и  проводили в жизнь основную идею  -  без  библиотек обучение грамоте останется лишь целью, а не средством для дальнейшего образования. Этим подчеркивалась важность взаимодействия народного образования и библиотек.
        Земства боролись за свои права на открытие и закрытие библиотек из-за существующих правил о библиотеках, правительственных указов, ограничивающих их деятельность. Уфимское земство выступило с требованием расширения прав земств как государственных учреждений при открытии библиотек, освобождения библиотек от административного вмешательства при формировании фондов, признания внешкольного образования общегосударственным делом.
        К концу XIX в. при содействии земств и различных обществ, открылись публичные и народные библиотеки - читальни в большинстве уральских городов: Екатеринбурге (1899), Челябинске (1898), Кургане (1898) и др. Жизнеспособность этих библиотек очевидна. К своему столетнему юбилею сегодня готовятся Екатеринбургская областная универсальная научная библиотека им. В.Г. Белинского, Челябинская и Курганская областные универсальные научные библиотеки.
        Главным направлением в земской деятельности было открытие бесплатных народных библиотек - читален в сельской местности. Разновидностью их стали пришкольные, которые сочетали функции народных и учебных библиотек и открывались для свободного доступа всему населению, служили преемственности школьного и внешкольного образования. За 10 лет (1890-1900) число пришкольных библиотек в Пермской губернии увеличилось с 15 до 197.
        К концу XIX в. сложилась структура библиотечной сети: районные, междурайонные, пришкольные, сельские и передвижные библиотеки. В отдаленные местности направлялись коробейники с картинками и лубочными книжками. Земства выплачивали денежную дотацию. В среднем на одну земскую библиотеку приходилось 368 книг, 167 читателей и 1 458 книговыдач в год.
        Тенденция к усилению роли земств, наметившаяся в середине 90-х гг. XIX в., заметно укрепляется в начале XX в. Земства начали выполнять функции государственных органов по руководству библиотечным делом на местах. В сферу их деятельности входило: финансирование и содержание библиотек, формирование единой планомерно организованной сети и руководящих органов, профессионализация библиотечных кадров.
        Количество библиотек - читален, содержащихся на средства Пермского губернского земства в 1903 г., составило 320 (против 158 в 1897 г.). С 1910 г. уральские земства значительно расширили сеть библиотек, выделяли средства на строительство специальных зданий для библиотек, на формирование их книжных фордов. Так, в 1914 г. фонд библиотек Екатеринбургского уезда составлял 65314 экз. против 35000 в 1910 г.
        Проекты библиотечной сети Пермской губернии включали цен-тральную (земскую) библиотеку с универсальным фондом и стандартные сельские или передвижные библиотеки. Передвижническая деятельность Пермского земства получило большой общественный резонанс и была одобрена Первым Всероссийским съездом по библиотечному делу. Передвижные библиотеки, организованные учителем П.Я. Копысовым в     Пермском уезде, получили положительную оценку видных библиотековедов Л.Б. Хавкиной, В.П. Вахтерова, земских деятелей других губерний. Комплект книг одной из них был приобретен библиотечными курсами Народного университета им. А.Л. Шанявского в Москве и экспонировался в музее курсов.
        Но деятельность земств не была лишена недостатков. Обстоятельной критике они подверглись в докладе В.В. Южакова, члена библиотечной комиссии Пермского общества “Народный дом” “Биб-лиотеки и народная образованность” на секции I Всероссийского съезда по библиотечному делу (2 июня 1911 г.)
        Земства впервые начали и решение такой проблемы, как формирование органов управления библиотечным делом. С 1915 г. управленческие функции возлагались на создаваемые отделы народного образования при земских управах, заведующих внешкольным образованием, библиотечные секции, комиссии, советы.
        Решение всех проблем невозможно было без профессионализации библиотечных кадров, без объединения усилий библиотечной общественности. Организовывались библиотечные курсы в Перми, лекции на которых читали российские библиотековеды С. Серополко, Л.Б. Хавкина и др. Уфимское губернское земство выдвинуло ряд прогрессивных деятелей библиотечного дела: П.И. Гурова, В.А. Невского, Д.А. Балику. В 1916 г. при Пермской городской общественной библиотеке открылось отделение Петербургского общества библиотековедения.
Оценивая деятельность земств  необходимо заметить, что задуманное и намеченное земствами стало серьезным фундаментом для библиотечного строительства в советский период. Важно переосмыслить и по-новому оценить их вклад в развитие библиотечного дела. Деятельность земств в области библиотечного дела должна занять достойное место в учебниках, монографиях и трудах по истории библиотечного дела.
Hosted by uCoz