САЛЬНИКОВА Л.И.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Л.Б. ХАВКИНОЙ В ОЦЕНКЕ
Н.К. КРУПСКОЙ (КАК ЭТО ВИДИТСЯ СЕГОДНЯ)
Изменения, происходящие в методологических
подходах к оценке советского периода развития библиотековедения, диктуют
необходимость иного подхода к анализу идеологического противостояния, которое
проявлялось в трудах Л.В. Хавкиной и Н.К. Крупской.
Сегодня нам особенно важно через реальный опыт реальных лиц - Л.Б.Хавкину
и Н.К.Крупскую показать тот конкретно-исторический период, который, по
словам Н.К. Крупской, сопровождался коренной ломкой мировоззрения и традиционных
подходов к оценке окружающих явлений.
Наследие Л.Б. Хавкиной и
Н.К. Крупской - это наглядный пример борьбы идей о путях развития библиотечного
дела, оно дает богатейший материал, который в данном аспекте почти не изучен.
Любовь Борисовна и Надежда
Константиновна - современницы, почти ровесницы, имевшие одну цель - служение
просвещению народа, долгие годы были разделены стеной существенных расхождений
не только в мировоззрении, но и в оценке социальной роли библиотек.
Как известно, система взглядов Л.Б. Хавкиной в области библиотечного
дела складывалась под влиянием либерально-демо-кратической интеллигенции
России и зарубежных библиотековедов, считавших что библиотека стоит в стороне
от политической борьбы. Если Л.Б. Хавкина утверждала, что библиотекарь
может быть партийным, а библиотека беспартийна, то Н.К. Крупская, избравшая
еще в юности путь марксизма, говорила о том, что книга и библиотека - это
орудие политической, классовой борьбы.
После 1917 г. борьба с теориями
аполитичности и объективизма развернулась по всем вопросам библиотечного
дела: его содержания, методики работы с читателями, организации книжных
фондов и каталогов. Н.К. Крупская требовала руководствоваться принципом
партийности и считала “одной из главных помех, встреченных Советской властью
на пути проведения в жизнь революционных мер, сопротивление со стороны
“старых” работников просвещения”. В январе 1918 г. Крупская выступила на
заседании Государственной комиссии по просвещению, на повестке дня которой
стоял только один вопрос: “О саботажниках”. Позднее, в октябре 1922 г.,
она предполагала выступить на I Московском губернском библиотечном съезде
с докладом “Идеология библиотечного дела”, но ограничилась лишь приветственным
словом .
Взгляды Л.Б. Хавкиной, которые
вызвали резкую критику со стороны Н.К. Крупской, особенно четко были отражены
в труде “Книга и библиотека” (1918), в котором она писала о том, что библиотека
- это фундамент общечеловеческой культуры и влияние государственной политики
умаляет ее задачи, придает ее деятельности тенденциозный и односторонний
характер.
Суть разногласия Л.Б. Хавкиной
и Н.К. Крупской очевидна, но необходимо отметить, что по следующим проблемам
библиотечного дела их позиции совпадали: централизация библиотечного дела,
организация научно-исследовательской работы, подготовка библиотечных кадров,
техника библиотечной работы, изучение интересов читателей и др. Нельзя
не сказать и о том, что в период после Февральской революции 1917 г. прослеживается
идентичность взглядов Л.Б. Хавкиной и Н.К. Крупской. Обе считали, что книги
и библиотеки должны быть использованы для духовного и материального подъема
масс. Л.Б. Хавкина, как и Н.К. Крупская, отмечала тяжелое состояние российских
библиотек, особенно в сравнении с передовыми западными странами. Обе говорили
о необходимости таких демократических мер, как: бесплатность, доступность,
удобные часы работы библиотек, минимум различных формальностей, привлечение
общественности к работе в библиотеках, коллегиальность руководства.
Приверженность же Л.Б. Хавкиной
теории надклассовости и аполитичности во многом объяснялась тем, что в
условиях самодержавия подобные взгляды были прогрессивны и способствовали
уклонению библиотек от проведения официальной политики. Возможно, поэтому,
оценка Н.К. Крупской деятельности Хавкиной не была однозначной. Непримиримая
борьба Крупской за признание коммунистической идеологии сочеталась с лояльным
отношением к “старым специалистам”. Она говорила: “Этим работникам, прекрасным
техникам, очень преданным людям в нашей работе, нужно серьезно помочь,
для того, чтобы они овладели марксистко-ленинской идеологией”. Но несмотря
на это, в трудах Л.Б. Хавкиной, вплоть до ее смерти в 1949 г., мы так и
не найдем открытых высказываний о приоритете коммунистической идеологии
в библиотечном деле. Интересно отметить, что в 30-е гг. Н.К. Крупская воздерживается
от резкой критики Л.Б. Хавкиной по поводу идеологических несоответствий
в их взглядах, возможно, понимая, что это поведет к репрессиям. В 1938
г. она отмечает, что идет травля Л.Б. Хавкиной, тем самым защищая ее работы
от превратного толкования.
Деятельность Н.К. Крупской
и Л.Б. Хавкиной нельзя рассматривать вне контекста той исторической эпохи,
в которой они жили. Каждая убежденно отстаивала свои взгляды в соответствии
с личным мировоззрением.
Сегодня оценки Н.К. Крупской воспринимаются как слишком идеологизированные,
а в трудах Л.Б. Хавкиной многое созвучно нашему времени. Но нельзя забыть
и о том, что Н.К. Крупская более 15 лет работала под пристальной опекой
И.В. Сталина, в годы репрессий, которые коснулись и библиотекарей, о чем
свидетельствуют их многочисленные письма, до сих пор хранящиеся в архиве
секретариата Н.К. Крупской. Можно сказать, что судьбы Л.Б. Хавкиной и Н.К.
Крупской по-своему трагичны, в силу того, что библиотечное дело тесно связано
с идеологией государства. Если Л.Б. Хавкина при жизни испытала активное
непризнание своих взглядов, то в наше время работы Н.К. Крупской подвергаются
резкой и часто необоснованной критике.
Сегодня очень важно дать
объективный сравнительный анализ концепций Л.Б. Хавкиной и Н.К. Крупской,
ибо современные теории библиотековедения базируются на опыте предшествующих
поколений. Нам важно ответить на вопрос: почему почти через 70 лет развития
библиотечного дела по пути, обоснованному Н.К. Крупской, появляются новые
теории, очень близкие по смыслу взглядам Л.Б. Хавкиной? Те процессы, которые
происходят сейчас в библиотечном деле, дают основание считать, что монополию
коммунистической партии на идеологическую деятельность библиотек, безусловно,
нельзя считать оправданной, но и концепции дореволюционного библиотековедения,
которые разделяла Л.Б. Хавкина, не дали должного результата. Тем не менее
необходимо отдать должное и Л.Б. Хавкиной, и Н.К. Крупской. Они беззаветно
служили книге и библиотеке, оставили ярчайший след в истории не только
отечественного библиотековедения, но и мировой библиотековедческой мысли.