АЙЗЕНБЕРГ А.Я.,
|
ЧТЕНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХVIII В. |
Развитие самообразования находилось в тесной связи с социально-экономическим и политическим положением России. До второй половины ХVIII в. недостаточная грамотность населения незначительное производство книг, отсутствие организованной торговли литературой препятствовали распространению самообразования в русском обществе. С начала второй половины века медленно, но неуклонно растет количество издательств типографий, а следовательно, и выпуск книжной продукции. Самообразование могло развиваться лишь с ростом и совершенствованием издательского дела, наличием достаточного количества книг по различным отраслям знаний, как основного источника самообразования. Вторая половина XVIII в. характеризуется ростом элементов антифеодальной демократической культуры. М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович и отчасти сами представители народа - мастеровые и солдаты выступали как активная сила в борьбе за продвижение просвещения в народ. Эта борьба за демократизацию школы и распространения знаний особенно усилилась в последней четверти ХVIII в. Увеличение круга образованных людей из народа, получивших начальное образование, содействовало развитию и самообразования. Расширился круг людей, для которых чтение стало основой самостоятельных занятий. Взаимосвязь образования и самообразования обусловливалась грамотностъю господствующего класса и уровнем общекультурной и научной подготовки. Во второй половине ХVIII в. болъшинство помещиков не обладало достаточным образованием, многие из них были совершенно безграмотными и полуграмотными. Выходцев из дворян, подобных А.Н. Радищеву и Н.И. Новикову, достигших выдающихся высот культуры не следует считать правилом, это, скорее, блестящее исключение. Не на высоте умственного и нравственного развития было столичное дворянство, не говоря о провинциальном. Среди множества безграмотных помещиков в столицах и провинции попадались люди высокообразованные. Типичным представителем такого дворянства можно назвать первого ученого агронома России - А.Т. Болотова, чья деятельность как пропагандиста новейших достижений в сельском хозяйстве и промышленности тесно связана с Вольным экономическим обществом. "Записки" А.Т. Болотова - выдающийся культурный памятник эпохи с яркими описаниями исторических событий, быта и нравов второй половины ХVIII в. Он оценивал 80-е гг., как время, когда, наконец, и в России поднялась "заря науки", появились люди с новыми интересами, среди которых не последнее место занимало самообразование. На основе своих жизненных впечатлений Болотов изложил мысли по поводу чтения, книги, ее роли в овладении научным знанием .Не обошел он вопросов, связанных с отбором литературы для самостоятельного изучения. И сделал это мастерски, без назидательных поучений в своеобразной форме. Он сумел высказаться по некоторым теоретическим вопросам самообразования. Страницы с описанием первых шагов Болотова как читателя написаны увлекательнейшим образом, читаются с неослабным вниманием, советы и рекомендации, которые мы там встречаем, не потеряли своей значимости до сего времени. К сожалению, все это почти не известно в историко-педагогической и библиотековедческой науках. Взгляды Болотова на самообразование соответствовали наиболее культурной и образованной части дворянства второй половины ХVIII в. Это не было борьбой за образование и самообразование народных масс. Преследовалась несколько иная цель - совершенствовать культуру и образованность господствующего класса, открыть ему возможность пользоваться богатством всевозможных знаний, заключенных в книгах и периодической печати, которая приобретала все большее значение. Особый акцент делался на сфере сельскохозяйственных знаний, которые широко пропагандировали издания Вольного экономического общества. Умение самостоятельно разобраться в научно-литературном материале - немаловажный фактор овладения передовыми методами земледелия, отечественным и зарубежным опытом. Деятельность Болотова в указанном направлении, даже в интересах господствующего класса, носила прогрессивный характер, так как способствовала развитию производительных сил страны, а следовательно, и наступлению новой экономической формации. Болотов дал высокую оценку библиотеке как учреждению, в котором содержится "превеликое множество всякого рода наилучших книг" и каждый может выбрать и читать те книги, которые ему нужны. Болотов весьма положительно отозвался о книге, в том числе и беллетристической, как источнике знания. Болотовские периодические издания - "Сельский житель" (1778 и 1779) и "Экономический магазин" (Сельскохозяйственный журнал), выходивший в виде приложения к новиковским "Мос-ковским ведомостям" в 1780-1789 гг., явились важным средством популяризации и распространения полезных знаний по сельскому хозяйству, медицине, гигиене. Эти два издания с полным основанием можно считать своеобразными пособиями по самообразованию для более или менее культурного помещика или горожанина. Весь печатаемый материал в обоих журналах излагался таким образом, чтоб его можно было уяснить через самостоятельное чтение. Периодика А.Т. Болотова использовалась как настольная книга в дворянских усадьбах и необходимость в ней столь ощущалась, что в 1786-1787 гг. вышло второе издание "Экономического магазина". Отдавая дань полезным начинаниям А.Т. Болотова в области самообразования, высокому культурному уровню и завидной широте познаний, не следует забывать, что сквозь пелену елейных слов в его сочинениях отчетливо проступает лицо жестокого помещика-крепостника. Не меньше других изуверов он приказывает бить батогами крестьян, полосует спины "подлых" розгами, а в некоторых случаях придумывает изощренные пытки для тех, кто, по его мнению, провинился или ему не угодил. Прослеживая состояние развития самообразования в России второй половины ХVIII в., следует отметить низкий уровень развития системы образования и лишь начало этапа распространения самообразования среди привилегированных слоев русского общества. Однако и в этих неблагоприятных условиях для распространения знаний благодаря самообразованию в России появились отдельные выдающиеся самоучки. Выходцы из солдат и мастеровых, преобладающая часть технической интеллигенции Колывано-Вос-кресенских и Нерчинских горных заводов ХVIII в., не имевшая доступа к высшему образованию, как И.И. Ползунов, К.Д. Фролов и др., успешно пользовались единственным доступным им путем приобщения к знанию и науке - через книги, т.е. методом самообразования, изучая техническую литературу, современную художественную прозу и поэзию, произведения по истории, географии и т.п. Таким образом, во второй половине ХVIII в. метод самообразования получил известное признание в среде прогрессивной части русского общества и служил действенным средством для получения знаний. |