В.В. Серов,
доктор педагогических наук,
профессор

В.В. Скворцов,
кандидат педагогических наук,
профессор


ВЕСОМЫЙ ВКЛАД В ОТЕЧЕСТВЕННОЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ


19 октября 1995 г. библиотечная общественность отмечает один из знаменательных юбилеев. Исполняется 75 лет со дня рождения и 55 лет трудовой, научно-педагогической, научно-исследовательской и общественной деятельности заслуженного деятеля науки России, профессора, доктора педагогических наук, заведующего кафедрой библиотековедения Московского государственного университета культуры Константина Ивановича Абрамова.

Биография К.И. Абрамова проста, типична и в то же время необычна. В ней как в зеркале отразились основные события сложной и трудной эпохи, свидетелем и активным участником которой он был.

Закончена школа-десятилетка. Через несколько месяцев - начало службы в Советской Армии. В августе-декабре 1941 г. недавний выпускник школы - курсант Второго Владивостокского военно-пехотного училища. Выпущен в звании лейтенанта. Август 1942 - февраль 1943 г.- командир взвода стрелкового полка на Сталинградском фронте. Пройдены все огненные этапы великой Сталинградской битвы.

Март 1943 - июль 1946 г. - гвардии старший лейтенант, начальник штаба батальона стрелкового полка, затем гвардии капитан, заместитель начальника штаба стрелкового полка. К. И. Абрамов участвует в боях на Курской дуге, навеки вошедших в историю Великой Отечественной войны. Воюет на Воронежском, Степном, II и I Украинских фронтах. За боевые заслуги награждается орденами "Красная Звезда", Отечественной войны 1 и 11 степеней, медалями "За отвагу", "За победу над Германией", "За освобождение Праги". Пройдя все тяжкие дороги войны, когда каждый новый день мог оказаться последним в жизни, лишь в июле 1946 г. демобилизуется из армии.

Наконец долгожданная мирная жизнь... Позади тысячи кило- метров боевых дорог с их страданиями, кровью, лишениями. Впереди мирное время.

В 1946 г. Константин Иванович поступает в Московский государственный библиотечный институт (ныне МГУК) и в 1950 г. с отличием его заканчивает. С тех пор он навсегда связывает свою судьбу с этим институтом. В 1953 г. он блестяще защищает кандидатскую, в 1975 г. - докторскую диссертацию. В 1976 г. ему присваивается звание профессора, в 1980 г. он удостаивается звания заслуженного деятеля науки РСФСР (ныне РФ). Декан библиотечного факультета в 1953-1958 и 1977-1979 гг. Старший научный сотрудник Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (ныне РГБ) в 60-80-х гг. (по совместительству). Тридцатипятилетний период заведования кафедрой библиотековедения МГУК. Создание трехсот книг, монографий, учебников, учебных пособий, статей и других научных работ объемом около 400 печатных листов...

Ныне К.И. Абрамов - старейший и авторитетнейший работник университета, почти единственный его сотрудник, в трудовой книжке которого значится лишь одна запись о месте работы - Московский государственный университет культуры.

Таков жизненный путь этого ветерана войны, труда, высшей школы, науки, культуры, библиотечного дела и библиотечного образования.

Константин Иванович Абрамов - прежде всего выдающийся ученый, талантливый педагог, руководитель, активный общественный деятель. И одновременно это очень доброжелательный, отзывчивый и тактичный человек.

Широкую известность в России и за рубежом получили результаты его многогранной научно-исследовательской деятельности: его  среднегодовая "производительность" составляет около 10 публикаций или более 10 авторских листов: феномен, довольно редкий в мировом библиотековедении. И это - одновременно с выполнением преподавательской нагрузки, большой административной и общественной деятельностью, с бесчисленным сонмом малых и больших, как всегда срочных дел, которые требовали приложения его ума, опыта, знаний.

Характерная черта научно-исследовательской деятельности К.И. Абрамова - выбор и разработка актуальных, принципиально важных проблем. В центре его внимания злободневные, мало или совершенно не изученные проблемы. "Периферийные", второстепенные задачи науки и практики крайне редко привлекали его внимание. Именно поэтому ему принадлежат фундаментальные работы по методологии библиотековедения, истории и централизации библиотечного дела, совершенствованию высшего библиотечно-библиографического образования, смежным вопросам библиотечной науки. Итоги его исследований в перечисленных областях имеют большое значение для отечественного библиотековедения. Подавляющее их большинство получило высокую оценку в России и эа рубежом, целый ряд трудов переведен на иностранные языки.

В памяти многих поколений библиотечных специалистов имя К.И. Абрамова ассоциируется с разработками по истории библиотечного дела. Летописец отечественной библиотечной истории К.И. Абрамов написал более сотни историко-библиотековедческих работ, ликвидировал многие "белые пятна" истории отечественного библиотечного строительства, ввел впервые в научный оборот множество новых архивных материалов.

Главным и наиболее известным итогом обширнейших историко-библиотековедческих исследований  К.И. Абрамова является вузовский учебник "История библиотечного дела в СССР", выдержавший три издания, переведенный в Узбекистане, Японии. В учебнике впервые столь глубоко и обстоятельно прослеживается история библиотечного дела на территории бывшего СССР. Дан принципиальный исторический анализ библиотечного строительства, обосновано положение об объективной закономерности развития библиотечного дела как общественного явления, органической составной части культуры и образования народа, охарактеризованы важнейшие черты и тенденции развития библиотек России и бывших союзных республик.

Отечественный учебник выгодно отличается от большинства зарубежных аналогов. Нельзя скаэать, что за рубежом не существует  добротных историко-библиотековедческих разработок. Наоборот, их, пожалуй, ощутимо больше, чем в России. Однако уязвимая сторона многих из них - налет фактологичности, тяготение к описанию истории отдельных событий, библиотек, деятелей библиотечного дела и т.д. Учебник К.И. Абрамова отличается превалированием внимания к анализу, выводам и обощениям, к построению теории, к выработке закономерностей, т.е. именно тем, что составляет основное содержание научного знания.

Разумеется, оценивая последнее издание (1980 г.) учебника, нельзя не видеть того, что на нем основательно лежит печать своего времени. Многое устарело и требует переосмысления. Именно поэтому в настоящее время автором готовится новое, переработанное в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, а также новыми воэможностями углубленного изучения вопросов истории.

Отличительная особенность научного стиля К.И. Абрамова - систематическое обращение к архивным документам, постоянный поиск и введение в научный оборот новых, неизвестных ранее исторических документов. Большинство его работ, в том числе и учебных, тем и отличаются,что опираются они на прочную архивно-документную базу. Начало этому было положено еще в первом издании его учебника.

В русле историко-библиотековедческих исследований К.И. Абрамова лежат и его фундаментальные разработки в области источниковой базы библиотековедения. Наиболее крупный и глубокий вклад внесен им в выявление, собирание, изучение, творческую разработку ленинского идейного наследия в области библиотечного строительства. Начало этому делу, как известно, положила Н.К. Крупская, книга которой  "Что писал и говорил Ленин о библиотеках" с 1929 г. выдержала пять изданий.  Однако позже разработки в этом направлении были на десятилетия свернуты. Режим не особенно был заинтересован в пропаганде взглядов Ленина на библиотечное дело. Более того, делалось так, чтобы некоторые работы В.И. Ленина, как, впрочем, и самой Н.К. Крупской, хранясь в спецхране, не встретились с читателем.

К.И. Абрамов взял на себя выполнение этой сложной задачи. Благодаря его усилиям,  ценой десятилетий кропотливого и нелегкого труда был практически исчерпывающим образом освоен один из огромных пластов источниковой базы отечественного библиотековедения, получивший в свое время название "В.И. Ленин и библиотечное дело".

Ленинскому идейному наследию в области библиотечного дела посвящены десятки публикаций К.И. Абрамова. Но особенно большим прорывом является его инициатива в организации и издании в 1969 г. тематического сборника документов "Ленин и библиотечное дело". Этот сборник привлек внимание отечественных и зарубежных библиотековедов. В последующие годы он переводится на немецкий, венгерский, японский языки.  В 1977 г. выходит второе его издание. На его основе в 1983 г. выпускается сокращенное издание на английском языке. Наконец, в 1987 г. публикуется третье самое полное издание на русском языке.

Последнее (1987 г.) издание сборника - самое полное на сегодняшний день собрание ленинских документов по вопросам библиотечного дела, библиографии, научно-информационной деятельности. Оно серьезно переработано, дополнено. Составитель еще  раз провел углубленные разыскания в государственных архивах, изучил различные литературные источники, выявил многие новые материалы,  существенно расширяющие сложившиеся представления о вкладе В.И. Ленина в библиотечное дело. Всего в сборник вошло свыше 500 документов, 250 из которых включены впервые.

Ныне фигура В.И. Ленина - предмет полярно противоположных взглядов. И это вполне естественно в обществе, претендующем на интеллектуальную свободу, плюрализм мнений, отсутствие государственной моноидеологии. Ценность источниковедческих работ К.И. Абрамова заключается в том, что он сформировал фундаментальную информационную базу, на которой могла успешно развиваться интеллектуальная свобода, плюрализм мнений и поиск объективной истины. Эта информационная база позволяет определить роль Ленина в развитии библиотечного дела без прикрас и преувеличений, объективно.

В то же время созданная К.И. Абрамовым источниковая база предельно объективна. Именно в силу объективности она позволяет увидеть известные противоречия, уязвимые места в наследии Ленина, а также отказаться от некоторых его положений, которые десятилетиями носили канонический характер. Так, например, совершенно очевидно, что провозглашавшийся десятилетиями принцип коммунистической партийности библиотечного дела ныне, в условиях многопартийности, потерял свое значение, сохраняя его исключительно для библиотек коммунистических организаций и движений.

Заслуга К.И. Абрамова видится в том, что его настойчивая  поисковая работа, аналитическая деятельность позволила впервые увидеть наследие Ленина по библиотечному делу без догматизации. Что же касается критики в адрес Ленина в связи с библиотечным делом, она есть и должна быть, поскольку это объективное явление. Каждое новое поколение по-своему осмысливает идеи своих предшественников.

Идейно и логически близка к описанной выше и другая область источниковедческих разработок К.И. Абрамова. Речь идет о собира-нии, издании, интерпретации идейно-теоретического наследия Н.К. Крупской по вопросам библиотечного дела. В силу понятных и известных конкретно-исторических причин  широкое использование наследия одного из организаторов и теоретиков библиотечного  дела многие десятилетия искусственно сдерживалось. Сотни работ Надежды Константиновны оставались рассеянными по многочисленным изданиям, давно превратившимся в библиографические редкости, были заперты в "спецхранах", бесплодно и безвестно пылились в архивах.

Рассматривая с позиций современности фронт исторических исследований К.И. Абрамова, можно сказать, что далеко не каждый из его участков проработан так, как хотелось бы автору. Слишком много неодолимых препятствий стояло на творческом пути исследователя. Не устранены они полностью и теперь. И тем не менее в работах Абрамова налицо четкая, последовательная, достаточно аргументированная концепция истории библиотечного дела нашей страны, обобщаюящая многовековой путь его развития. Ныне происходящие события требуют ликвидации "темных пятен" и принципиально новой исторической концепции. Этим как раз и занимается в настоящее время юбиляр, отдавая выработке более современного видения проблем весь свой талант ученого.

3накомясь более чем с тремястами публикациями К.И. Абрамова , легко заметить, что он никогда не замыкался в пространстве истории библиотечного дела. Возможно, глубокое знание исторического процесса и его закономерностей даже подталкивало его к выходу на многие актуальные проблемы современности. Ведь история - это наука не столько о прошлом, сколько о настоящем и будущем. Как бы там ни было, в его трудах отдельное и большое место принадлежит исследованию общетеоретических и методологических вопросов отечественного библиотековедения как общественной науки, общественной роли библиотек, их роли и места в развитии общества, формировании культуры населения, его социализации. Один из крупных итогов этой работы - учебник "Библиотековедение. Общий курс" (1988 г.), на страницах которого он выступает как один из научных редакторов и соавторов. Учебник исключительно оперативно был переведен в КНР, в обновленном виде издан в Молдавии. В последние годы под его редакцией и непосредственным научным руководством подготовлен принципиально новый учебник по общему библиотековедению.

Значительная работа проведена К.И. Абрамовым по теоретической разработке проблем централизации библиотечного дела и централизации сети библиотек в стране. В учебниках по истории и общему библиотековедению, в книге о ленинском плане организации библиотечного дела, в целом ряде статей и докладов по этим проблемам К.И. Абрамовым на большом историческом и современном материале изложены теоретические принципиальные вопросы централизации библиотечного дела, показаны прогрессивность и эффективность централизации сети массовых и специальных библиотек, настоятельная необходимость изучения и применения опыта филиальных и централизованных библиотечных систем США, важность широкого внедрения компьютеризации в наши библиотеки.

К.И. Абрамов - активный сторонник организации комплексных исследований в области книговедения, библиотековедения и библиографоведения, создания единой методологической базы теории и практики книгопроизводства, книгораспространения и библиографического учета книжной продукции. Он систематически участвует в проводимых общесоюзных научных конференциях по вопросам книговедения, федоровских чтениях и др.

Помимо исторических, источниковедческих, общетеоретических и методологических работ большое место в выступлениях К.И. Абрамова принадлежит исследованию важнейших проблем подготовки библиотечных кадров, которое, по общему признанию, составляет одну из основ современной концепции высшего библиотечного образования. Он непременный автор или соавтор всех программных документов высшей библиотечной школы, учебных планов, программ, зачинатель многих острых дискуссий, активный участник отечественных и зарубежных конференций, совещаний, симпозиумов по этим вопросам.

Его известные труды "Проблемы совершенствования высшего библиотечного образования на современном этапе", "Задачи библиотечного образования в свете реформы высшей школы", "Нужна коренная ломка сложившихся стереотипов" и другие оказали самое серьезное воздействие на решение многих научно-методических проблем подготовки кадров библиотечных специалистов. Cамостоятельно или совместно с другими специалистами им был поставлен и решен ряд сложных теоретических и практических проблем высшего библиотечно-библиографического образования: о совершенствовании подготовки специалистов широкого профиля, об организации функциональной специализации кадров, подготовке менеджеров библиотечного дела, об улучшении производственно-практического обучения и др. По его инициативе впервые в МГУК организован учебно-научно-библиотечный комплекс и филиалы кафедры в ЦГБИ им. Некрасова, ЦНСХБ, ГЦНМБ, библиотеке МГУ и др. Этот комплекс самым существенным образом укрепил связь вузовского обучения с непосредственной библиотечной практикой, открыл новые ресурсы совершенствования подготовки студентов. Под его руководством на факультете был также внедрен профилированный курс "Основы научных исследований" - дисциплина, преподаваемая во всех библиотечных учебных заведениях мира. По его инициативе кафедрой разработан и введен в действие принципиально новый курс "Автоматизированные системы управления в библиотечном деле",  отражающий процесс компьютеризации библиотек. Немало сделано им для  становления курса "Введение в специальность" и других дисциплин. Только при прямой поддержке Абрамова был осуществлен крупный педагогический прорыв - кафедрой создана и внедрена в учебный процесс уникальная, не имеющая аналогов в мире система компьютерного тестирования студентов по курсам "Общее библиотековедение" и "Основы научных исследований". Ныне студенты библиотечного факультета, изучающие зти курсы, сами решают,  как им сдавать экзамены по названным дисциплинам: традиционно или с помощью компьютера.

Находясь в постоянном творческом поиске, К.И. Абрамов обогащает учебный процесс педагогическими инновациями. Уже второй год кафедра проводит эксперимент, направленный на коренное улуч-шение индивидуализации обучения студентов, максимально полное использование педагогических возможностей индивидуального подхода к обучаемым. В соответствии с зкспериментом центр тяжести обучения с массовых форм перенесен на индивидуальную работу со студентами. Увеличен удельный вес руководства самостоятельной работой студентов, широкое распространение получили индивидуальные графики обучения, планы, а также другие новшества. Предварительные результаты эксперимента убедительно свидетельствуют о перспективности заложенных в него идей.

Постоянную заботу К.И. Абрамов проявляет об обеспечении учебного процесса учебной литературой, необходимой учебно-методической документацией. Характерная деталь: когда десятилетия тому назад он возглавил кафедру, учебники по многим дисциплинам практически отсутствовали. Благодаря его поддержке через короткий промежуток времени сотрудники кафедры самостоятельно или в сотрудничестве с кафедрами других вузов создали полный набор учебников по читаемым дисциплинам. Впоследствии эти учебники постоянно переиздавались. Перебатывается и переиздается большинство из них и в настоящее время. Так, подготовлен и находится в производстве упомянутый учебник по общему библиотековедению, завершен новый учебник по библиотечному обслуживанию. Ведется работа по подготовке учебников по истории библиотечного дела, организации и управлению. Своевременно и систематически обновляется и переиздается весь комплекс учебно-методической литературы, насчитывающий десятки названий. К.И. Абрамовым все делается для того, чтобы студенты учились по современным учебникам, отражающим новейшие достижения науки и практики.

Исключительно плодотворна собственная педагогическая деятельностьь К.И. Абрамова. Уже десятилетия он читает курсы "История библиотечного дела в России", "Библиотековедение. Общий курс", "Введение в специальность", спецкурс "Современные перспективы развития библиотечного образования" и другие, выступает с лекциями на ФПК и перед аспирантами. Под его руководством защитили диссертации более трех десятков аспирантов, ныне образующие его научную школу в различных странах мира, особенно в ближнем зарубежье. Эта школа представлена не только историческими исследованиями. Целый ряд диссертаций был посвящен таким темам, как общее библиотеко- ведение, централизация и планомерная организация библиотечного дела, библиотечная теория и практика в зарубежных странах, библиотечное образование, педагогическое мастерство библиотекаря и т.д. Находит он время, чтобы прочитать лекции по актуальным проблемам библиотечного строительства для преподавателей других вузов и ссузов культуры, для библиотекарей-практиков. На трудах К.И. Абрамова воспитаны послевоенные поколения библиотекарей.

За заслуги в области развития народного образования и педагогики он награжден медалью им. Н.К. Крупской, а за источниковедческие разработки, связанные с Н.К. Крупской, в 1989 г. золотой медалью ВДНХ.

Свою многогранную научную и педагогическую деятельность К.И. Абрамов тесно связывает с активной общественной работой, пропагандой научных знаний, организацией научных исследований. В прошлом избирается членом ряда ученых Советов Министерств культуры СССР и РСФСР, специализированных Советов МГУК и РГБ, председателем других советов и комиссий. Многие годы - член редколлегий журналов "Библиотекарь" ("Библиотека"), "Советское библиотековедение" ("Библиотековедение"), а также различных продолжающихся изданий. К.И. Абрамов - член авторского коллектива таких капитальных книговедческих изданий, как "История книги в СССР" и энциклопедического словаря "Книговедение", ряда выпусков "Проблемы рукописной и печатной книги" и сб. "Книга и культура". В качестве общественного деятеля он оказал благотворное влияние на решение многих проблем отечественного библиотечного строительства.

Имя К.И. Абрамова широко известно в международном библиотечном сообществе. Высокий удельный вес в его деятельности принадлежит сотрудничеству  с  различными  международными библиотечными организациями, с зарубежными библиотечными учреждениями. С 1970 г. он активно участвует в сессиях ИФЛА, избирается членом ее комитетов и секций по библиотечному образованию, научных исследований, истории библиотечного дела, включается в различные рабочие группы по подготовке документов и выполнению исследовательских программ. Систематически выступает на заседаниях ИФЛА в США, на Филиппинах, в Бельгии, Дании и других странах с докладами,освещающими теорию и опыт библиотечного строительства в бывшем СССР. В 1979 г. на первом советско-американском семинаре библиотекарей в Вашингтоне (США) делает доклад "Система подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров в СССР", имевший большое значение для появления ростков взаимопонимания между отечественными и американскими специалистами.

Хорошо проявил себя К.И. Абрамов как декан библиотечного факультета МГУК (1954-1958 и 1977-1979 гг.). Назначался он на эту должность в самые сложные моменты существования факультета. Так, ему приходилось не только объединять ранее разрозненные библиотечные  факультеты, но и разрабатывать перспективные направления развития нового, объединенного факультета. Как декан он постоянно заботился о совершенствовании учебных планов, большое внимание уделял укреплению и совершенствованию цикла специальных учебных дисциплин, совершенствованию производственной практики, укреплению связи обучения с передовой отечественной и зарубежной библиотечной практикой. Именно в эти годы идет усиленная работа по координации деятельности кафедр, по устранению неоправданного дублирования и параллелизма в учебной и научно-исследовательской работе. Одновременно создаются кафедральные научно-исследовательские коллективы, организуется совместная НИР с библиотечными научными центрами страны по актуальным проблемам библиотековедения и библиографоведения, оживляется подготовка теоретических и практических сборников, пособий, проведение актуальных комплексных исследований и т.п.

Авторитетом и уважением К.И. Абрамов пользуется как бессменный руководитель крупной и сложной кафедры библиотековедения МГУК, единственной кафедры, где трудится 8 докторов и профессоров, почти два десятка доцентов и кандидатов наук, обучается около 30 аспирантов и соискателей. За последние 35 лет под руководством К.И. Абрамова она стала не только одним из ведущих учебно-научных подразделений университета, но и превратилась в такой солидный научно-педагогический коллектив, который по численности и образовательному цензу весьма ощутимо опережает по этим показателям известные школы библиотековедения и информатики, действующие при различных зарубежных университетах. Особенно большое внимание он уделяет подготовке сотрудниками кафедры докторских и кандидатских диссертаций, творческому росту профессорско-преподавательского состава, постоянному повышению его квалификации. Помимо упомянутых 8 докторов и профессоров, в ближайшее время увеличится численность сотрудников, имеющих самые высокие ученые степени и звания. Три сотрудника кафедры скоро представят на суд общественности свои докторские диссертации. Немалую роль в их подготовке сыграл лично К.И. Абрамов, оказывая методическую и консультативную помощь. Высокие человеческие качества руководителя, его принципиальность и бескорыстие обеспечивают здоровую, творческую морально-психологическую атмосферу на кафедре.

Заслуги К.И. Абрамова перед обществом получили не только неформальное, но и высокое официальное признание. Он награжден четырьмя орденами, четырнадцатью медалями, многочисленными почетными дипломами и грамотами.

Ныне Константин Иванович находится в зените своей творческой самореализации. И тем не менее юбиляр как никогда далек от чувства самоуспокоенности и самолюбования. Чрезвычайно критически оценивая свои прошлые работы, он полон новых творческих замыслов и планов. Кажется, что многотрудные, не всегда безопасно прожитые годы только прибавляют сил и энергии ветерану войны и научно-педагогического труда.

Планы, планы, планы... На многие годы вперед. Как хочется,как нужно, чтобы эти планы полностью воплотились в жизнь: в учебники, учебные пособия, монографии, лекции, учебные планы и другие большие и малые дела.

Нынешний юбилей К.И. Абрамова - особенный. Исполняется не только 75 лет со дня его рождения, не только 35 лет бессменного заведования кафедрой библиотековедения МГУК, но и 50 лет со дня великой Победы над фашизмом. Победы, ради которой он воевал с первого до последнего дня Великой Отечественной войны.

Пожелаем Константину Ивановичу Абрамов творческого долголетия, доброго  здоровья,  воплощения в жизнь всех его замыслов и планов!

Hosted by uCoz