Клапиюк В.Т.

К.П. БЕЛЬСКИЙ - ТРЕТИЙ ДИРЕКТОР МГБИ
(К 75-летию МГУКИ)

Среди многих достойнейших имен преподавателей, сотрудников и выпускников Московского государственного библиотечного института в 30-40-е гг. особое место принадлежит Кузьме Прохоровичу Бельскому - заместителю директора института по учебно-научной части (02.1938 - 09.1942), основателю и первому заведующему кафедрой педагогики института (с 1938 г.), директору Стерлитамакского филиала МГБИ (10.1941 - 09.1942), директору МГБИ в годы военного лихолетья (08.10.1942 - 23.10.1944). К сожалению, случилось так, что этот известный педагог, организатор библиотечного и библиографического образования и руководитель вуза не удостоился ни одного посвященного ему исследования, за исключением, разве только, изредка встречающихся упоминаний его фамилии в работах по истории МГБИ-МГУКИ и в ряде мемуаров.

Родился Кузьма Прохорович в 1900 г. в Лепельском уезде (деревня Новое Лядово) Витебской губернии в семье белорусского крестьянина. После окончания в 1915 г. Лепельского высшего начального училища работал телеграфистом на почте в Полоцке до марта 1919 г. Последующие два года трудился членом президиума губернского профсоюза связистов. С конца 1921 г. служил в Красной Армии, вначале телеграфистом, а затем делопроизводителем при штабе Западного фронта. В декабре 1924 г. демобилизовался и сразу же поступил и успешно окончил через два года педагогический факультет Смоленского государственного университета. Во время учебы работал учителем истории в одной из средних школ Смоленска. В 1927 г. он, как лучший учитель, был командирован Смоленским областным отделом народного образования в Москву на высшие научно-педагогические курсы при 2-м МГУ. После окончания этих курсов в 1928 г. поступил в аспирантуру Центрального научно-исследовательского института научной педагогики при Наркомпросе РСФСР, где специализировался в области теории и истории педагогики. Окончил аспирантуру без защиты диссертации в 1930 г. и был назначен Наркомпросом заведующим кафедрой педагогики МГПИ им. А.С. Бубнова, утвержден доцентом педагогики. В педагогическом институте вступил в члены ВКП(б). Здесь появились первые научные публикации Кузьмы Прохоровича, в том числе книги по педагогике и психологии. Его успехи как специалиста-педагога были замечены. В ноябре 1934 г. Наркомпрос РСФСР назначил К.П. Бельского заместителем директора по учебной части и заведующим кафедрой педагогики Куйбышевского гос. педагогического института. Работал в этих должностях он успешно. Регулярно отмечался в приказах Наркомпроса. Но наступил 1937 год. Как писал Кузьма Прохорович в автобиографии, в 1937 г. он «был ошельмован лицами, которые впоследствии сами были разоблачены как враги народа». Бельского обвинили в том, будто он беспечно относился к подбору кадров, «засорял Институт вражескими элементами». За это ему в июне 1937 г. парторганизация Института вначале объявила выговор, а в сентябре исключила из партии. К счастью, вышестоящие партийные инстанции Куйбышева отменили решение парторганизации института и восстановили К.П. Бельского в партии и в занимаемых до этого должностях.

В феврале 1938 г. приказом Наркомпроса (по инициативе Н.К. Крупской) К.П. Бельский был отозван из Куйбышева и назначен заместителем директора МБИ по учебно-научной части.

Новым директором МБИ в январе 1938 г. был утвержден 33-летний П.С. Бенюх, работавший до этого назначения первым директором средней школы для детей советских дипломатов и торговых работников в Нью-Йорке. Он сменил на этом посту не Г.К. Дерман, как ошибочно утверждается в ряде работ по истории МГБИ-МГУКИ, а В.Е. Васильченко, назначенного временно и.о. директора МБИ в декабре 1937 г. Кандидатуру П.С. Бенюха выдвинула Н.К. Крупская, которая хорошо знала его по работе с 1930 г. и продвигала по административной линии. Бенюх и Бельский прекрасно дополняли один другого как руководители. Петр Сазонтович определял стратегические направления реорганизации и перестройки всей работы вуза, установил деловые отношения с Наркомпросом, партийными структурами, московскими вузами и руководителями многих крупных библиотек РСФСР и других союзных республик. Кузьма Прохорович осуществлял повседневную кропотливую работу по подъему всех участков жизнедеятельности института. Между ними были исключительно доверительные деловые и дружеские отношения, выдержавшие проверку временем. Когда П.С. Бенюха по необоснованным обвинениям исключили после войны из партии и освободили от должности директора Московского городского педагогического института, Кузьма Прохорович был первым, кто поддержал его и принял на свою кафедру в военном институте.

Основные направления и достижения реформаторской деятельности Бенюха и Бельского состояли в следующем: повышение научного ценза профессорско-преподавательского коллектива с 30 до 70 %; совершенствование организационно-управленческой структуры института и подбор молодых, перспективных кадров; реформирование учебного процесса; развитие и совершенствование НИР преподавателей и студентов как одного из основных факторов улучшения и подготовки кадров; перестройка административно-хозяйственной деятельности, строительство жилья и улучшение быта сотрудников и студентов. Приведу некоторые факты.

На всех кафедрах института в 1940 г. числилось 62 штатных преподавателя, из них докторов наук и профессоров - 16, доцентов - 27, ст. преподавателей и ассистентов - 19. На общенаучных кафедрах в конце 30-х гг. и в годы войны работали доктора наук и профессора А.И. Яковлев (член-корреспондент АН СССР, лауреат Сталинской премии за 1942 г.), Б.М. Завадовский (академик ВАСХНИЛ), В.Н. Бочкарев, А.М. Васютинский, В.А. Васютинский, А.А. Савич, Е.Н. Медынский (академик АПН), К.И. Львов (академик АПН после войны), С.И. Радциг, И.Н. Розанов, А.А. Сидоров, Н.В. Чехов, В.С. Сидорин, С.С. Толстой (внук Л.Н. Толстого) и др.

На специальные кафедры на постоянную работу пришли выдающиеся специалисты, профессора и доценты Н.В. Здобнов, В.Е. Васильченко, Б.С. Боднарский, Е.И. Шамурин, Н.Т. Толкачев, К.Р. Симон, Л.С. Мирский, И.А. Желобовский, Ю.В. Григорьев, М.Я. Гильман, М.К. Дерунова и др., которые удачно дополнили коллектив специалистов-практиков, сложившийся при первом директоре Д.К. Дерман и сохранившийся после репрессий 1937 г. Большинство из перечисленных деятелей являются общепризнанными классиками отечественной и мировой науки.

Одним из первых организационных решений новой дирекции стало завершение реорганизации факультетов и отделений, начатой Г.К. Дерман в 1936 г. В начале 1938 г. принимается новая структура основного (стационарного) отделения, сохранившаяся без существенных изменений до сегодняшних дней: факультет библиотековедения (деканы В.Е. Васильченко, Н.С. Тубельский, О.Д. Ушакова, И.В. Мишарев, И.М. Кириллов, А.В. Кокорев, М.Я. Гильман, О.С. Чубарьян и др.); факультет библиографии (деканы Р.Р. Браудо, Е.Н. Рыскин, П.В. Жигачев, М.К. Дерунова и др.); факультет библиотечной работы с детьми (деканы А.И. Борщевская, Л.С. Мирский и др.). Их создание связано с утверждением новых учебных специальностей: библиотековедения, библиографии, детской литературы и библиотечной работы с детьми.

В 1938 г. возобновило работу вечернее отделение (заведующие-деканы А.Я. Строев, В.Н. Тюрина, Л.Г. Бескровный, Э.В. Скегина, М.К. Дерунова и др.), в 1937 г. открылись заочное отделение (С.И. Максина) и экстернат, продолжил работу заочный библиотечный техникум (закрыт в 1941 г.).

Библиотечный институт подготовил и издал перед войной учебные программы по всем специальным дисциплинам. В годы войны они пересматривались в связи с введением новых учебных планов 1941, 1942, 1943 и 1945 гг. Утвержден план подготовки первых десяти учебников, запланированных к изданию в 1941-1942 гг. Ежегодно проводились научные сессии профессорско-преподавательского коллектива и СНО. Начали издаваться Труды МГБИ (вышли перед войной три выпуска, четвертый находился в издательстве). Готовились к изданию еще четыре выпуска, но всему этому помешала война. За данные участки работы непосредственно отвечал К.П. Бельский.

Ему же удалось значительно улучшить работу аспирантуры, особенно в те годы, когда ее возглавлял доц. В.Е. Васильченко. Заметно увеличился набор аспирантов и количество защищенных диссертаций. В 1939 г. МГБИ получил право присуждения ученой степени кандидата педагогических наук по специальностям «библиотековедение» и «библиография», а в 1943 г. - право на присуждение ученой степени кандидата исторических наук (отечественная история).

До конца войны выпускниками аспирантуры, соискателями и преподавателями института было защищено в МГБИ и в других вузах около 30 кандидатских и докторских диссертаций. В их числе был К.П. Бельский, защитивший кандидатскую диссертацию в МГБИ в январе 1940 г. «Методы работы с книгой (в помощь самостоятельно изучающим марксизм-ленинизм)».

Нельзя не упомянуть участия К.П. Бельского в улучшении материальной базы вуза. Ему удалось оборудовать кабинеты на всех кафедрах, повысить учебную дисциплину. Этажи и аудитории учебного корпуса блестели чистотой (в штате была даже специальная бригада полотеров). Во все кабинеты, аудитории и общежития перед войной завезли новую мебель. Большое впечатление на гостей института производила ухоженная и благоустроенная территория и спортивный городок. Эту красоту нарушали лишь строящиеся с мая 1941 г. перед учебным корпусом бомбоубежище и убежище химзащиты.

Агрессия фашистской Германии была встречена К.П. Бельским с резким осуждением и призывом к каждому сотруднику вуза (на митинге 22 июня) внести свой вклад в оборону страны. Он был первым среди тех, кто выступил с инициативой перечислить месячную зарплату в Фонд обороны страны. На его плечи легла огромная и тяжелая работа по перестройке учебно-воспитательной работы в связи с массовой мобилизацией преподавателей, сотрудников и студентов-выпускников. С августа началась эвакуация семей преподавателей. Каждый день приходилось искать замену преподавателям. Срочным образом пришлось переводить учебные планы и учебные программы на трехгодичное обучение. К осени почти все здания и территория института были заняты военными частями, в том числе зенитной батареей. Вдоль канала рыли траншеи и строили блиндажи. Еще летом конфисковали автомобильный транспорт, оборудование (станки), строительный материал на два жилых дома и др. К началу октября институт имел собственно лишь несколько аудиторий на первых двух этажах учебного корпуса и столовую, которую делил с воинскими частями. Через месяц весь главный корпус занял военный госпиталь.

16 октября 1941 г. еще утром шли занятия и досрочные выпускные экзамены, как вдруг, в середине дня, поступил срочный приказ на эвакуацию всего коллектива в Стерлитамак (Башкирия). Место эвакуации было определено еще в августе. Начальником эвакуационного эшелона назначается К.П. Бельский. Но в связи с массовой эвакуацией заводов, фабрик, вузов, школ и т.п., постоянными бомбежками московских вокзалов и царившей на этих вокзалах паникой, коллектив МГБИ смог выехать двумя партиями (двумя вагонами) только через 4-5 дней. Всего эвакуировалось с К.П. Бельским около 180 человек, включая членов семей преподавателей.

По прибытии в Стерлитамак в середине ноября К.П. Бельскому пришлось приложить много сил для обустройства студентов и семей преподавателей. Город был наводнен эвакуированными людьми. Учительский институт, где предполагалось разместить МГБИ, оказался занятым военным госпиталем. Ютились в 2-3-х комнатах медицинского техникума, затем перешли в педучилище. Учеба проходила преимущественно в третью смену. Особенно тяжелые бытовые условия были у студентов. Их размещали по частным квартирам, если так можно было назвать тесные без окон коморки и нежилые пристройки. Много проблем было с питанием. Жили и учились впроголодь.

К осени 1942 г. положение немного улучшилось. Серьезную помощь оказали власти города. Филиалу выделили несколько комнат в общежитии педучилища для приглашения на сессии заочников. Состоялись выпуски 1942 и 1943 гг. Часть выпускников 1942 г. ушли добровольцами на флот. Оставшаяся часть коллектива получила значительный участок земли под огороды и смогла продержаться до возвращения в Москву в сентябре 1943 г.

Директору филиала К.П. Бельскому пришлось оставить Стерлитамак еще в сентябре 1942 г. В октябре 1942 г. Наркомпрос назначил его директором МГБИ, а П.С. Бенюха - директором Московского городского педагогического института. Московская часть Библиотечного института в это время перебазировалась с Ленинградского шоссе, 55 в центр Москвы (Армянский переулок). Возникли новые трудности, новые проблемы. Много внимания пришлось уделять вопросам качества учебно-воспитательного процесса, улучшению трудовой дисциплины, повышению педагогического мастерства преподавателей.

Но самые тяжелые времена наступили осенью 1943 г., когда стерлитамакская и московская части МГБИ возвратились в Химки. Их взору предстала ужасающая картина. Учебный корпус был в полуразрушенном состоянии после выселения из него военного госпиталя. Военные перестроили многие аудитории. Часть мебели увезли. Полностью были разрушены канализационная и водопроводная системы, электрическая и телефонная сети. Подвал был полностью заполнен водой. Большинство окон не имели стекол. Поскольку не работало центральное отопление, пришлось срочно восстанавливать печки. Удручающе выглядели 6 бараков, в которых до войны жили преподаватели и студенты. Большинство подсобных зданий также находились в полуразрушенном виде, в том числе баня и насосная станция. А если сюда еще добавить то, что запас дров и угля в институте был на один месяц, то можно понять весь трагизм положения коллектива в преддверии надвигающейся зимы. Героическими усилиями студентов и рабочих удалось провести текущий ремонт основных участков, с ноября стали заготавливать дрова в Подмосковье. С 5 октября 1943 г. начались учебные занятия на всех факультетах. Но продержаться смогли только до конца января. Из-за нехватки топлива пришлось прервать занятия и направить студентов всех курсов на практику. Продлили сроки обучения до августа и смогли в целом удовлетворительно завершить учебный год на всех отделениях и дать стране новую партию библиотечных кадров, так необходимых для восстанавливаемых библиотек. Увеличилось количество научных публикаций, подготовленных к защите диссертаций и методических пособий.

Многолетняя изнурительная работа без отпусков, начиная с 1940 г., ухудшение здоровья вынудили К.П. Бельского просить Наркомпрос освободить его от должности директора и направить в докторантуру Академии педагогических наук РСФСР. Просьба была удовлетворена в октябре 1944 г. Так завершился один из важнейших и, пожалуй, самый героический период трудовой деятельности доц. К.П. Бельского. За трудовые подвиги в годы войны он был отмечен рядом благодарностей, премий и Грамот Наркомпроса РСФСР и ВКВШ при СНК СССР, медалями «За победу над Германией» (1945 г.), «За оборону Москвы» (1946 г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1946 г.).

В АПН работал над монографией и докторской диссертацией «Педагогические институты в годы сталинских пятилеток». Трудился по совместительству в должности ст. научного сотрудника Института педагогического образования АПН до его ликвидации в 1949 г. Докторскую диссертацию не защитил, но монографию завершил. С 1946 г. до выхода на пенсию работал в Военном педагогическом институте Советской Армии (пос. Хлебниково Московской обл.), где в званиях подполковника, затем полковника и профессора много лет возглавлял педагогическую кафедру.

Hosted by uCoz