Каратыгина Т.Ф., Комарова М.И., Пучкова Е.А.

СОЗДАНИЕ МУЗЕЯ УЧЕНОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЯ В БИБЛИОТЕКЕ РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВОПЛОЩЕНИЯ ГРАНТОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕЗИДЕНТА РФ В ПОДДЕРЖКУ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Замечательной традицией, стимулирующей развитие социокультурной сферы, в том числе библиотечного дела, в течение последних пяти лет является присуждение грантов (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства Российской Федерации») для воплощения творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.

Уренской Центральной библиотеке, возглавляющей Уренскую муниципальную районную централизованную библиотечную систему (ЦБС), по результатам конкурса, проведенного Министерством культуры России в 2000 г., был выделен грант на организацию музея уроженца этих мест, ученого-просветителя Федора Ивановича Каратыгина (1892-1957 гг.), известного отечественного библиотековеда, теоретика и практика библиотечного дела, одного из создателей и первых педагогов Московского библиотечного института (МБИ).

Инициатива создания музея Ф.И. Каратыгина в Урене встретила поддержку видных специалистов и организаторов библиотечно-информационного дела как в России, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Выделение Уренской ЦБС Президентского гранта явилось очень мощным импульсом для научного осмысления деятельности Музея ученого-просветителя, выработки концепции и программы его развития, направленных на реализацию его функций. В основе концепции уренского музея реализованы положения основоположника музееведческой мысли в России, идеального библиотекаря Московского Румянцевского музея Николая Федоровича Федорова, замечательного русского ученого, философа-космиста, который ещё сто лет назад интерпретировал музей как хранилище социальной памяти. Музей, по Н.Ф. Федорову, «есть собор лиц», собор учёных, смысл деятельности которых «не собирание вещей, а…исследование».

Уренский музей видится нам как собор (собрание, сбор, единение) всех лиц прошлого, настоящего и будущего, ученых и практиков, учителей и исследователей, учащихся и их наставников, людей всех поколений и социальных групп, всех национальностей. Эта соборность, в широком смысле слова, и определяет понятие данного музея.

Его воспитательная и культурная роль зиждется на том положении, что общим делом для людей ушедших и нынешних поколений является труд во имя»украшения земли» (см.: Библия, Бытиё) с использованием лучшего человеческого опыта, который есть на свете знаний, заключенных в книгах и других документах-носителях информации, пробуждение любви к своему отечеству. Музей - база для развития чувства патриотизма, комплексное учреждение для всестороннего изучения истории малой родины, её прошлого и настоящего, культурных корней. Через освещение жизненного пути своего земляка, человека скромной по теперешним меркам профессии, через показ его влияния на гуманизацию духовной жизни социума пропагандируется уважение к людям труда, к своим соотечественникам, воздается дань благородству их помыслов и устремлений, которым молодежь может следовать.

Обозначая общий социокультурный фон, в контексте которого формировался когда-то сам Ф.И. Каратыгин, а затем и теперь - его восприемники - нынешние библиотекари, музей как бы «поведет» посетителя т фотоматериалов, рассказывающих о приходящейся на вторую половину ХIХ в. издательской деятельности хозяев здешних смолокуренных заводов братьев Калеватовых, к нынешним дням, познакомит с новейшими материалами о передовых компьютерных технологиях, электронных библиотеках, о проводимых в стране и за рубежом форумах, посвященных месту библиотеки в период вхождения нашего общества в эпоху информационной цивилизации.

Собираемые в музее книги, рукописи, бытовые вещи Ф.И. Каратыгина призваны дать полное представление о его жизни, отразить всю его многогранную библиотечную и преподавательскую деятельность, в том числе связанную с библиотеками и другими учреждениями культуры Горьковской (Нижегородской), куда ныне входит Уренский район, и Костромской (в её составе Уренская волость находилась вплоть до 1929 г.) областей. В настоящее время также планируется впервые широко раскрыть некогда находящиеся в запасниках материалы об учениках, сотрудниках Каратыгина, оказавших содействие в формировании музея.

Однако, определяя вслед за Н.Ф. Федоровым уренский музей как собор лиц, мы рассматриваем его документные собрания и предметные экспозиции не только как материальные свидетельства, но и как отражение существа деятельности Ф.И. Каратыгина и связанных с ним при жизни людей, а также опыта современных исследователей и продолжателей его идей и положений.

В связи с этим в музее представлены труды не только самого Ф.И. Каратыгина, но и прижизненные издания корифеев библиотечного дела: Б.С. Боднарского и Л.Б. Хавкиной, книги с атографами-посвящениями, сделанными в своё время как самому Ф.И. Каратыгину, так и нынешнему музею), написанные ведущими российскими библиотековедами, библиографоведами и информатиками, имена которых отражены в книге А.Н. Ванеева «Развитие библиотековедческой мысли в России»: К.И. Абрамовыми, В.А. Артисевич, З.Н. Амбарцумяном, В.Е. Васильченко, М.П. Гастфером, Ю.В. Григорьевым, Н.С. .Карташовым, Л.А. Левиным, В.В. Серовым, В.В. Скворцовым, А.В. Соколовым и др. В музее есть почти все значительные публикации современных авторов из МГУКИ, РГБ, ГПНТБ России, Библиотеки РАН, ведущих вузов культуры страны и ближнего зарубежья, полные комплекты основных периодических профессиональных изданий РФ. За последние годы богатые коллекции литературы передали в библиотеку из ГПНТБ России - Я.Л. Шрайберг, из МГУКИ - профессор В.К. Клюев, из ВГБИЛ - директор библиотеки Е.Ю. Гениева.

Благодаря этому в рамках музея складывается миникабинет библиотековедения, на базе которого осуществляется повышение квалификации сотрудников ЦБС. Вокруг него как бы формируется коллектив единомышленников-профессионалов, что позволяет соединить достижения прошлого с реалиями современного периода, увидеть всю палитру состояния библиотечного дела как на внутрирегиональном, так и на общероссийском и даже международном уровне. Большой общественный резонанс вызвали проведенные в Урене следующие профессиональные форумы - «Каратыгинские чтения»: «Время не властно над именем» (К 105-летию со дня рождения Ф.И. Каратыгина)»; «Миссия библиотеки российской глубинки на рубеже столетий» (2000 г.); «Библиотека малого города в социокультурном пространстве нового века» (2002 г.).

Как показывает накопленный опыт, только вбирая новую память, новую информацию, уренский музей способен стать цементирующим звеном между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, сохранить социальную память во всей совокупности.

Параллельно с формированием библиотечно-информационной части музея продолжится формирование фонда общегуманитарной проблематики. В дополнение к материалам, авторами которых являются люди, хорошо знавшие лично Ф.И. Каратыгина, свои сочинения посылают в библиотеку и те, кто познакомился с Федором Ивановичем косвенно. Так, книги, посвященные своим отцам-писателям, с которыми ему приходилось встречаться - А.С. Новикову-Прибою и Д. Кедрину - подарили музею их дочери И.А. Новикова и С.Д. Кедрина.

Украшением данной документной части музея являются книги о литовском первопечатнике Ф. Скорине, подаренные их автором, ученым с мировым именем Л.И. Владимировым.

Благодаря гуманитарной и общеобразовательным частям фонда музея удается показать связи Ф.И. Каратыгина с представителями близких и сопредельных сфер, с одной стороны, и выступить для его посетителей не только в роли информационно-прагматического, но и воспитательного, образовательного, культурно-просветительного центра, с другой.

http://pingooz.kz/ женская сумка из натуральной кожи.
Hosted by uCoz