Гильмиянова Р.А.

БИБЛИОТЕКИ ПРИХОДСКИХ И УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩ ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИИ В 40-50-гг. XIX в.

Указ от 26 января 1803 г. «Об устройстве училищ» определил новую структуру сети светских учебных заведений России. Низшей, первой ступенью стало приходское училище, второй - уездное училище, третьей - гимназия в губернском городе.

В приходских и уездных училищах, открывавшихся на территории Оренбургской губернии, создавались и библиотеки. Однако трудность материального положения приходских училищ обусловила бедность фондов их библиотек, в которых к сороковым годам XIX в. в среднем имелось лишь от 30 до 50 названий книг. Поэтому основную свою задачу - обеспечение учебного процесса необходимыми книгами - библиотеки приходских училищ выполнить не могли. В несколько лучшем положении находились библиотеки уездных училищ. Архивные данные дают возможность проанализировать функции библиотек уездных училищ, состав их фонда, роль библиотек в жизни местного общества.

Фонды библиотек уездных училищ использовались в профессиональной работе педагогов, учебной и самообразовательной подготовке учащихся. Список книг, намеченных к приобретению, обсуждался коллегиально на педсовете училищ и только после этого для окончательного утверждения посылался директору народных училищ Оренбургской губернии. С одной стороны, это имело цензурную направленность, с другой, - способствовало более качественному формированию фонда библиотек. Источниками комплектования библиотек уездных училищ служили: книжный магазин Департамента народного просвещения, находившийся в Петербурге, другие книжные магазины, пожертвования частных лиц. Способами комплектования выступали: поступление бесплатных экземпляров изданий из Департамента народного просвещения, выкупленных им у издателей для пополнения фундаментальных библиотек уездных училищ, поступление из Департамента народных училищ в фундаментальные библиотеки обязательных платных экземпляров изданий, приобретение необходимых изданий в книжных магазинах через комиссионеров Департамента, покупка книг у частных лиц и пожертвование книг частными лицами.

Организация комплектования включала в себя:

  1. информирование штатных смотрителей училищ о книгах, вновь изданных Департаментом народного просвещения;
  2. информирование самими издателями штатных смотрителей училищ о вновь вышедших изданиях;
  3. сбор Дирекцией училищ губернии заказов от уездных училищ;
  4. оформление централизованного заказа от губернии на партию литературы;
  5. выполнение заказа Департаментом народного просвещения;
  6. поступление партии книг в Дирекцию народных училищ губернии;
  7. рассылку книг в соответствии с заказом по библиотекам уездных училищ;
  8. оплату училищами полученной литературы.

Таким образом, организация комплектования фонда библиотек училищ была достаточно четкой.

Вместе с тем фонды библиотек уездных училищ были небольшими по величине и недостаточными по составу, чтобы полностью обеспечить потребности учебного процесса. Так, фонд библиотеки Троицкого училища в 1860 г. включал 259 экз. книг, Мензелинского - 581 экз., Челябинского - 610 экз. Несколько лучшими по объему и содержанию были фонды библиотек Бирского и Оренбургского училищ: 1080 и 1185 экз. книг соответственно.

Удаленность от столицы и губернского центра, отсутствие других учреждений культуры делали библиотеку уездного училища тем социокультурным институтом, который обеспечивал грамотным жителям провинциального городка определенное удовлетворение их духовных потребностей. Первой обслуживать горожан стала библиотека Бирского уездного училища, после того, как в нее в 1854 г. поступила подаренная купцами Михаилом и Павлом Кондюриными семейная библиотека, состоявшая из 800 томов, с тем условием, чтобы создать на ее основе публичную библиотеку имени Кондюриных. (ЦГИА РБ ФИ 110. ОП.1 Д. 631, л. 1). В Челябинске по предложению педагогического совета уездного училища среди жителей города был организован сбор денежных средств для подписки на ряд периодических изданий: «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Русское слово», «Русский вестник», «Сын Отечества», «Странник», «Художественный листок», «Собрание иностранных романов», т.е. на самые читаемые журналы того времени. «При этом положено, - отмечалось в решении педсовета, - что все выписываемые издания пожертвовать училищу на составление при нем публичной библиотеки, из которой могли бы пользоваться книгами за небольшую плату жители города, что было бы лучшим средством к распространению полезных сведений и образования во всех слоях общества» (ЦГИА РБ ФИ 110. Оп.1. Д. 782, л. 10). Подобные решения были приняты и в других училищах. Это нашло отражение в разработанных педагогическим коллективом училищ «Правилах пользования публичной библиотекой училища».

При всех уездных училищах Оренбургской губернии постепенно формировались также небольшие ученические библиотеки, состоявшие из учебных, учебно-методических, научно-популярных изданий различной тематики, художественной литературы для внеклассного чтения. Например, в 1859 г. фонд ученической библиотеки Мензелинского училища включал 69 названий книг в 100 экземплярах, среди которых были издания, популяризировавшие естественные науки, в том числе, «Странствия по луговым степям Америки» Марриета, «Путешествия и открытия» Фогеля, «О том, что происходит в воздухе» Горбунова, «Космическая физика» Мюллера. Художественной литературе отводилось в фонде - 22%, книгам по истории - 12%, учебно-методическим изданиям по изучаемым предметам - 7% (ЦГИА РБ ФИ 110. Оп.1. Д.782, л. 3-7). Если исходить из целевого назначения этих книг - дать первоначальные сведения о Земле и обществе, привлечь внимание учащихся к произведениям художественной литературы, то фонд ученической библиотеки по доступности изложения представленных в нем изданий соответствовал возрастному составу читателей библиотеки, способствуя расширению и углублению общеобразовательных знаний, формированию общей культуры учащихся. Общим недостатком ученических библиотек уездных училищ края была небольшая величина их фонда, что, конечно, ограничивало воспитательные возможности этих библиотек. Таким образом, реформирование системы народного образования, проведенное в первой половине XIX в., привело к созданию на территории Башкортостана библиотек приходских и уездных училищ. Цели, задачи этих библиотек, состав их фондов определялись целями и задачами учебного процесса и той социальной ролью, которую данные учебные заведения стали играть в жизни местного сообщества. Последнее обстоятельство привело к расширению функции библиотек уездных училищ. Это способствовало тому, что к 60-м гг. XIX в. они начали действовать и как публичные, обеспечивая удовлетворение самообразовательных, досуговых, рекреационных и других духовных потребностей жителей уездных городов.

Hosted by uCoz