Борисов Б.В.

БИБЛИОТЕЧНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ - 70 ЛЕТ

В середине 30-х гг. прошлого века был сделан важный шаг по укреплению кадрового потенциала библиотечной системы страны - в целом ряде городов были открыты библиотечные техникумы. В их числе - Моршанский (Тамбовская область) библиотечный техникум, созданный 1 октября 1934 г. Своевременность такого решения было совершенно очевидной, так как к этому времени около 50% работников сельских библиотек области не имели даже общего среднего образования.

Примечательно, что многие техникумы было изначально решено разместить в небольших городах - районных центрах, тех, что принято называть «российской глубинкой» - Обоянь (Курская область), Зубцов (Калининская, ныне - Тверская область), Канск (Красноярский край), Моршанск (Тамбовская область) и др. Это, несомненно, способствовало укреплению их образовательной инфраструктуры и продвижения культуры, в том числе и книжной, в широкие массы населения.

Судьба этих учебных заведений сложилась затем по-разному, но бесспорно, что на протяжении более 30 лет, до второй половины 60-х гг. - времени масштабного открытия институтов культуры в областных центрах, техникумы являлись основными (а в некоторых регионах, в том числе и в Тамбовской области - единственными) поставщиками профессиональных кадров для массовых библиотек страны.

Наиболее интенсивно Моршанский библиотечный техникум развивался в послевоенные годы. С 1945 г. по 1965 г. контингент учащихся вырос со 150 до 280 человек, преподавательского состава - с 20 до 40 человек.

К концу 1960-х гг. техникум имел прочную материальную базу, квалифицированный преподавательский состав, прочные связи с областными библиотеками-методическими центрами, располагал репутацией учебного заведения, готовящих крепких профессионалов среднего звена.

Однако расширение библиотечной сети, усложнение задач библиотечных учреждений, совершенствование библиотечной технологии потребовали подготовки специалистов более высокой квалификации. В 1967 г. был открыт Тамбовский филиал Московского государственного института культуры и произведен первый набор на вузовскую специальность «Библиотековедение и библиография». Была создана кафедра библиотековедения и библиографии, которую возглавила Диана Харитоновна Варганова - ученица профессора МГИК Ю.В. Григорьева; костяк кафедры составили выпускники Московского, Ленинградского, Харьковского институтов культуры.

В 1969 г. контингент студентов, обучающихся по данной специальности, позволил создать и библиотечный факультет, первым деканом которого стала Надежда Ивановна Ромах - ученица профессора МГИК К.И. Абрамова.

Постепенно, с ростом научного ценза преподавателей кафедры, совершенствованием подготовки специалистов, завоеванием ее выпускниками лидирующих позиций в библиотеках Тамбовской и других областей, за библиотечным факультетом закрепилась роль регионального научно-исследовательского и образовательно-методического центра библиотечного дела. В апреле 1990 г. филиал МГИК был преобразован в Тамбовский государственный институт культуры, в 1993 г. в нем была открыта специальность «Системы НТИ», в связи с чем библиотечный факультет был переименован в библиотечно-информационный.

Серьезные изменения в библиотечном образовании Тамбовщины произошли в середине 1990-х гг. В конце 1994 г. путем слияния Тамбовского института культуры и Тамбовского педагогического института был создан Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (ТГУ), а в 1995 г. - Моршанский библиотечный техникум преобразован, в связи с расширением номенклатуры реализуемых образовательных программ, в Моршанский гуманитарный колледж (МГК).

Преобразование библиотечного техникума в гуманитарный колледж следует признать вынужденным шагом. С начала 1990-х гг. техникум стал испытывать хронические трудности с набором на первый курс, что связано, прежде всего, с падением социального престижа библиотечной профессии и расширением доступности высшего образования. В настоящее время наряду со специальностью «Библиотековедение» в колледже также реализуются специальности среднего профессионального образования «Правоведение», «Социальная педагогика», «Документационное обеспечение управления и архивоведение», причем по библиотечной специальности студенты могут получить как базовый, так и повышенный уровень образования.

Включение вузовской библиотечной специальности в состав классического университета послужило импульсом к ее дальнейшему развитию. Прежде всего, это позволило поднять на более высокий уровень преподавание гуманитарных и социально-экономический дисциплин, укрепить материально-техническую (в первую очередь, компьютерную) базу; уже в структуре университета в 1995 г. была открыта аспирантура по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение, книговедение», что позволило в течение короткого времени закрыть кадровую проблему. В университете, в отличие от института культуры, библиотечная специальность не рассматривается в числе приоритетных, набор на нее неуклонно сокращается (следует, правда, заметить, что некоторую положительную роль сыграло переименование специальности 052700 «Библиотековедение и библиография» на «Библиотечно-информационная деятельность»). В этих условиях кафедра библиотечно-информационной деятельности (БИД) испытывает достаточно серьезную конкуренцию по многим позициям со стороны других кафедр университета, что, однако, играет и положительную, стимулирующую роль; имея 100%-й научный ценз, кафедра БИД по кадровому составу входит в число ведущих кафедр, по ряду показателей выглядит несколько слабее, а в суммарном рейтинге занимает 39 место из 72 кафедр ТГУ.

Научная деятельность кафедры БИД оформлена в виде официально зарегистрированного научного направления «Проблемы повышения эффективности библиотечно-библиографической деятельности (региональный аспект)», базой которого являются две кафедральные научно-исследовательские лаборатории - краеведческих информационных ресурсов; информационной культуры. Результаты исследований находят отражение в диссертациях, публикациях в профессиональной печати, монографиях (А.А. Соболева, Е.Н. Стрыгина, О.В. Пенькова). Учебным изданиям, подготовленным преподавателями кафедры (Б.В. Борисов, Л.А. Пронина), присвоены рекомендательные грифы Минобразования России и УМО МГУКИ.

Кафедра библиотечно-информационной деятельности ТГУ является организатором и координатором многоуровневой системы библиотечного образования, сложившейся на Тамбовщине. Ее начальное звено представлено библиотечным классом межшкольного учебно-производственного комбината г. Тамбова, формируемым из учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных школ. Средний уровень профессионального образования реализует Моршанский гуманитарный колледж, высший и послевузовский (аспирантура) - кафедра БИД Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина. К настоящему времени, в основном, отработаны и успешно реализуются организационные и содержательные аспекты взаимодействия всех уровней.

Таким образом, за 70 лет в Тамбовской области сложилась и успешно функционировала региональная система профессионального образования, подготовившая около четырех тысяч специалистов библиотечного дела для областей Центрального Черноземья и других регионов страны. Сумеет ли эта система противостоять вызовам нового времени и реалиям рыночной экономике, адекватно вписаться в образовательные реформы, диктуемые Болонским процессом?

Необходимо искать положительный ответ на этот вопрос, так как в настоящее время даже среди сотрудников государственных и муниципальных библиотек (по общему признанию - наиболее благополучных) доля специалистов с высшим библиотечным образованием составляет лишь 36%, причем на фоне стремительного старения кадров.

Hosted by uCoz