Столяров Ю.Н.

К 65-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ДОКУМЕНТНЫХ РЕСУРСОВ И ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КУРСА «БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД»

Кафедра документных ресурсов и документационного обеспечения управления МГУКИ носит это название с 1994 г. До этого она именовалась кафедрой библиотечных фондов и каталогов. В этом качестве она возникла, по-видимому, в 1940 г. и в 2005 г. отмечает 65-летие.

Этот факт примечателен, во-первых, тем, что кафедра такого профиля - старейшая среди вузов страны. Во-вторых, ей единственной удалось не только сохранить, но и расширить прежний статус - добавление нового научного направления учебной специальности под названием «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Кафедра в течение всего времени существования прочно удерживает за собой положение флагмана в области фондоведения и разработки учебного курса «Библиотечный фонд». Начало разработки связано с именами таких звезд первой величины в библиотековедении и библиографоведении как Ю.В. Григорьев, О.С. Чубарьян, В.Н. Денисьев, А.В. Кленов. Впоследствии плеяду этих ученых пополнили О.И. Талалакина, Е.П. Арефьева, В.И. Василенко, А.М. Чукаев, А.В. Маркина. В настоящее время курс усиленно разрабатывают в различных направлениях В.И. Терешин (общетеоретические аспекты), О.Н. Кокойкина (фонд литературы на иностранных языках, фонд правовой документации), С.П. Фунтикова (фонд религиозной, главным образом православной литературы), Л.Н. Герасимова (автоматизация технологии формирования библиотечного фонда), Т.В. Надольская (фонд аудиовизуальных документов).

Кроме того, за время существования кафедрой выращено 36 кандидатов наук по библиотечному фондоведению. По состоянию на 2005 г. только одной ею подготовлено 52% всех кандидатов наук-фондоведов страны!

В числе самых заметных достижений кафедры в области библиотечного фондоведения - выход в свет книг Ю.В. Григорьева «Организация библиотечных фондов» (1953), «Теоретические основы «формирования библиотечных фондов» (1973), учебника «Библиотечный фонд» (1967, 1979, 1991 годов издания), учебного пособия В.И. Терешина «Библиотечный фонд» (1994, 2000 годов издания).

Сравнение названных трудов с учебником Дж. Эванса «Развитие фондов библиотек и информационных фондов», выпущенным в США третьим изданием в 1995 г., позволяет заключить, что отечественное фондоведение в целом находится на уровне современных требований. В ряде моментов, особенно по части применения системного подхода к формированию библиотечного фонда, оно превосходит достижения американских коллег.

Годы, прошедшие после издания учебника «Библиотечный фонд» (1991) были насыщены очень бурными событиями, требующими кардинального пересмотра ряда положений. К наиболее значительным из них относятся:

Эти факторы требуется учесть при создании нового варианта учебника. В нем, конечно, многое из того, что апробировано временем, сохранится. Но новые реалии требуют его существенного обновления.

Прежде всего предстоит определиться с наименованием, а следовательно, с общей концепцией будущего учебника. Российской государственной библиотекой разработано и принято Положение о Библиотечно-информационном фонде страны. Имеется тесное взаимодействие, прежде всего, организаций, получающих бесплатный обязательный экземпляр документов. В их числе отныне фигурируют не только библиотеки, но и крупнейшие информационные учреждения, особенно получающие электронные документы.

Сильный крен в сторону информатики системы СИБИД, принятие образовательного стандарта по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», появление Библиотечно-информационного института и факультета информационных ресурсов в структуре МГУКИ, характеристика в Законе о библиотечном деле библиотеки как прежде всего информационного учреждения, стремительное развитие глобальных информационных супермагистралей и тому подобные обстоятельства - все это подталкивает к тому, чтобы расширить предмет курса «Библиотечный фонд» до «Библиотечно-информационного фонда».

Переход на новую парадигму повлечет за собой необходимость перенести этот курс из комплекса специальных в блок общепрофессиональных дисциплин. Это, в свою очередь, потребует пересмотреть набор дисциплин в этом блоке, поскольку придется принять во внимание ограничения, предъявляемые к нему Государственным образовательным стандартом.

Другое радикальное решение может произойти как следствие качественного изменения отношения к сохранности библиотечного фонда. В теории укрепилось понимание того, что вопросы, связанные с сохранением фонда, образуют самостоятельный и весьма многоаспектный предмет научного и практического изучения. Обширная Национальная программа сохранения библиотечного фонда, принятая Коллегией Министерства культуры (ныне это Министерство культуры и массовых коммуникаций), требует ознакомления с нею каждого студента. И не просто ознакомления, но основательного изучения каждой из семи подпрограмм. Ведь реализация Программы базируется прежде всего на соответствующем кадровом потенциале.

Эти соображения подводят к выводу о необходимости отпочковать от библиотечного фондоведения теорию сохранения фонда, развивать ее как самостоятельное фондоведческое направление. Соответственно на библиотечных специальностях требуется ввести новый учебный курс «Сохранение библиотечного фонда» как обязательной для всех студентов. Помимо этого возможно обучение по названной специализации. Соответствующие планы и программы разработаны и утверждены в 2004 г. кафедрой документных ресурсов и документационного обеспечения управления МГУКИ.

Кроме обозначенных вопросов, разрешение которых требует участия всех библиотековедов, есть еще представляющие интерес собственно для фондоведов.

В следующем варианте учебника предстоит ввести новый материал, связанный с электронными документами в библиотечном фонде. Их появление требует уточнить статус библиотечного фонда как элемента системы «библиотека», осветить особенности их комплектования, учета, размещения и хранения.

Придется переосмыслить вопрос о функциях и свойствах библиотечного фонда, подробнее раскрыть понятие внешней среды применительно к библиотечному (библиотечно-информационному) фонду. Потребуется по-новому излагать порядок документоснабжения библиотечного фонда. Особенно кардинально потребуется изменить изложение вопросов сохранения фонда. Именно там логичнее всего изложить вопросы депозитарного и репозитарного хранения, создания страховых и резервных фондов и многое другое, что входит в компетенцию этой области фондоведения. Думается, что даже если «Сохранение библиотечного фонда» как самостоятельный курс будет выделен в общем фондоведении, ради целостности представления об этом разделе библиотековедения следует дать общее представление об этой стороне работы фондовика.

Понадобится обновить содержание и других тем, но это процесс естественный и ординарный.

Перспективы развития библиотечного фондоведения связаны с надеждой опубликовать коллективную монографию «Эволюция библиотечного фондоведения», охватывающую этот вопрос во всемирном масштабе и за весь период существования фондоведческой мысли, а также учебных пособий «Библиотечный фонд для детей», по защите библиотечного фонда. Написание этих работ инициировано кафедрой. К настоящему моменту они полностью подготовлены к печати и частью сданы в производство.

Таким образом, кафедра находится на новом витке развития.

Hosted by uCoz