Рубанова Т.Д.

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗЕМСКИХ БИБЛИОТЕК НА УРАЛЕ

В ходе своей деятельности земства сформировали две основных разновидности специальных библиотек: библиотеки для земских служащих и библиотеки земских учебных заведений.

Можно согласиться с мнением, что земству в этом вопросе «пришлось идти ощупью». Именно это объясняет разные подходы к пониманию задач библиотеки и организационных форм ее функционирования.

Библиотеки для земских служащих рассматривались как неотъемлемый элемент управы, поэтому размещались они обычно в помещении самой управы, при ее канцелярии. Ведал библиотечным фондом и осуществлял обслуживание читателей один из служащих управы (делопроизводитель или писарь). Судя по тому, что в земских документах не упоминаются организационные аспекты деятельности этих библиотек (режим работы, правила обслуживания читателей, учет и отчетность и проч.), состояние библиотек при земских управах было самым примитивным и напрямую зависело от лица, выполнявшего библиотечные обязанности. В некоторых земствах библиотеки для земских служащих открывались «на правах домашних», что означает, что такую подсобную библиотеку по различным вопросам земской деятельности содержал у себя на дому один из служащих земской управы. Такой приватный характер специальной земской библиотеки имел определенные преимущества: отпадала необходимость в формальной процедуре открытия библиотеки, отсутствовали ограничения в подборе книжного фонда. Вместе с тем библиотека для земских служащих, открытая на правах домашней, как правило, не имела регулярного финансирования, и круг потенциальных пользователей ее часто сужался до личных знакомых библиотекаря.

В фонде библиотеки хранились местные земские издания, циркуляры вышестоящих органов, специальные периодические издания, литература по проблемам земского дела. Наиболее полно из отраслевых отделов в фонде были представлены педагогика и медицина. Подбор книг определялся профессиональными интересами и личными литературными пристрастиями создателей библиотеки: например, в некоторые библиотеки приобретались популярные литературно-художественные журналы и беллетристика.

Круг пользователей этих библиотек чаще всего составляли служащие земской управы. Вместе с тем в истории уральских библиотек зафиксированы случаи трансформации центральной библиотеки для земских служащих в публичную библиотеку. Иногда фактором демократизации библиотеки являлось отсутствие денежных средств на ее содержание.

В земской практике использовался и вариант, при котором земство, не создавая специальных библиотек для своих служащих, осуществляло финансирование действующей в губернском (или уездном) городе публичной библиотеки на условиях приоритетного обслуживания земских учителей, врачей и других представителей третьего элемента. В этом случае публичная библиотека освобождала данную группу пользователей от платы за право пользования читательским абонементом и по мере возможностей учитывала их специальные читательские потребности при комплектовании книжного фонда.

Кроме библиотек при управах, ориентированных на все категории земских служащих, создавались отраслевые специальные библиотеки, из которых наиболее распространенными были библиотеки для учителей. Необходимость создания библиотек для учителей была вызвана невысоким образовательным цензом учителей народных школ, удаленностью от культурных центров, отсутствием возможностей для профессионального общения и крайне низким уровнем заработной платы учителей.

Согласно Инструкции инспекторам народных училищ, утвержденной Министерством народного просвещения в 1867 г., при каждой школе обязательно должны быть организованы две учебно-вспомогательных библиотеки: для учеников и учителей. Инструкция трактовала учительскую библиотеку как учебно-вспомогательное подразделение школы, что позволяет говорить о четком функциональном назначении учительской библиотеки. Вместе с тем, «Инструкция» ограничивала фонд библиотеки только книгами, одобренными Министерством для начальных училищ, что существенно сужало возможности комплектования библиотеки литературой для самообразования учителя. Однако это ограничение просуществовало недолго и уже с 1875 г. учительским библиотекам при начальных училищах разрешалось приобретать книги, одобренные для ученических библиотек средних учебных заведений.

Довольно скоро земские деятели осознали, что эффективное использование финансовых средств и обеспечение учителей учебно-методической литературой в каждой школе невозможно. Появилась идея создания более солидных учительских библиотек при уездных земских управах. Такие центральные учительские библиотеки были организованы в Верхотурском и Екатеринбургском уездах Пермской губернии (1874 и 1878 гг.), Елабужском уезде Вятской губернии (1887 г.) и т.д.

Повсеместно в учительских библиотеках ощущалась острая нехватка литературы. Поэтому уже в первые годы работы земств в области народного образования многое было сделано для пополнения учительских и ученических библиотек учебниками, книгами и педагогическими журналами. В частности, к сентябрю 1871 г. Соликамская уездная управа (Пермская губерния) разослала в 26 училищ 1277 экз. различных руководств и учебников. Этого количества книг было, конечно, недостаточно для нормальной работы школ, но это были только первые шаги в данном направлении. Учительские библиотеки Екатеринбургского уезда также получали богатый комплект периодических изданий: «Народная школа», «Семейные вечера», «Вестник Европы», «Ремесленная газета», «Сын Отечества», «Иллюстрированная неделя», «Мирской вестник».

Статистические данные о величине книжных фондов учительских библиотек очень фрагментарны, поэтому трудно отследить динамику их развития. Тем не менее, сведения об абсолютной величине книжных фондов учительских библиотек за разные годы есть. Например, в 1874 г. в Ирбитском уезде в учительских библиотеках было 1412 экз., а в 1881 г. в учительских библиотеках насчитывалось в общей сложности 5704 экз. книг и 4030 экз. учебных пособий.

Значительно менее были распространены земские библиотеки для других категорий служащих. Есть единичные упоминания, например, о Елабужской библиотеке для мировых судей, которая выписывала «Вятские губернские ведомости», «Правительственный вестник», «Сенатский вестник», «Ведомости справок о судимости».

Таким образом, в материалах земских собраний есть данные, свидетельствующие о том, что земские органы самоуправления инициировали создание библиотек для земских служащих, проявляли заботу об их развитии, решали вопросы финансового обеспечения и организации работы. Вместе с тем, на раннем этапе развития специальных земских библиотек (как справочных, так и отраслевых) они были весьма слабо оформлены с точки зрения институциализации: многие из них рассматривались как составной элемент, часть земского учреждения (управы или школы) и были «растворены» в них. У земских деятелей отсутствовало четкое представление о функциональном назначении этих библиотек, что приводило к тому, что, они включали и книги по более широкому спектру вопросов, заменяя, таким образом, для своих потребителей отсутствующие в некоторых регионах общедоступные библиотеки с универсальным книжным фондом. В отдельных случаях это привело к последующей трансформации специальных библиотек в публичные.

Hosted by uCoz