Мухина Н.Н.

ЖАНРОВЫЕ И ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОРДОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДООКТЯБРЬСКОГО ПЕРИОДА

В дореволюционной России издания на языках национальных меньшинств были редкими исключениями. Они не составляли даже десятой доли процентов, поэтому статистикой не учитывались. В основном это была духовная литература.

Особую разновидность мордовской дооктябрьской литературы представляла собой т. наз. крестьянская литература, с которой по существу начинаются истоки формирования традиций профессиональной реалистической и романтической мордовского народа. Мордовская крестьянская литература - это голос самого народа, устные поэтические и прозаические произведения, записывающиеся со слов мордовских крестьян русскими и зарубежными учеными или представителями мордовской национальной интеллигенции, чаще всего учителями, которые нередко и сами выступали авторами такого рода произведений.

Известно, что устное народное творчество - значительная часть культуры каждого народа. Устное народное творчество мордвы богато, своеобразно, высокохудожественно, поэтому давно привлекло к себе внимание собирателей и выдающихся русских и зарубежных ученых. Достаточно вспомнить имена А. А. Шахматова, П. Дамаскина, Х. Паасонена.

Наличие богатого и активно живущего фольклора способствовало появлению уже на первых шагах самостоятельной мордовской науки, отряда выдающихся собирателей и исследователей - П.И. Мельникова, И.Н. Смирнова, С.В. Аникина.

Мордовское устное народное творчество по содержанию и назначению делится на обрядовую и необрядовую части.

Обрядовая поэзия сопутствует человеку на всем его жизненном пути от рождения и до смерти. Во всех ее жанрах отразились древнейшие взгляды людей на природу и желание магически воздействовать на нее, их вера в различные мифологические существа.

Возникновение и развитие мордовского обрядового фольклора идет в общем русле развития поэзии вообще и тесно связано с трудовыми процессами.

Каждый календарный праздник совершался для того, чтобы повлиять на природу, обеспечить хороший урожай, приплод скота, достаток, благополучие семьи.

Вторую группу мордовских обрядовых песен составляют произведения весенне-летнего цикла: песни, посвященные призыву весны, масленичные, великопостные, Вербного воскресенья, а также песни, посвященные проводам весны.

Этот цикл начинается 1 марта по старому стилю и продолжается до Петрова дня. Выпекались пироги в виде ласточек, в некоторых районах в виде жаворонков.

В момент обрядового моления их поднимали на крыши домов, сараев и заклинали приход весны пением веснянок. По утверждению М.Е. Евсеньева, большая часть этих песен-веснянок пелось по вечерам молодежью, главным образом девушками, и назывались они песнями-меяна, а остальные - песни-вайхана - исполнялись только женщинами. Они представляли собой законченные произведения, как правило, посвященные одному лицу. Припев исполнялся хором, а отрицательная или шуточная характеристики давались диалогом запева.

К великопостным относятся и песни Вербного воскресенья. Это связано с языческим праздником, который мордва устраивала в ночь на Вербное воскресенье в честь Вармавы - матери вербы. Перед рассветом молодежь с вербой в руках ходила по домам хлестать спящих вербой. Обойдя дома, молодежь отправлялась на берег речки в заранее определенное место. Становились группами друг против друга и попеременно пели песни Ивавы, состоящие из трех строк и содержащие призыв весны, обращенный к богине Вармаве. Затем поочередно велись песни-венталамат с припевом «тая-ли» или «то-ли-ли». В них восхищались трудолюбивыми, укорялись ленивые и нерадивые.

Великопостные песни посвящены общественному и домашнему быту, воспеванию труда и любви, весенней, обновляющейся природе. В прошлом их исполнение имело магический смысл, однако в конце XIX в. он утратился, и песни исполнялись как увеселительные. Осенний сезон - с августа и до декабря. В этот период почти все обрядовые праздники совершались как языческие моления.

Таким образом, с их помощью предки хотели удовлетворить свои практические нужды, облегчить труд, расположить в свою пользу воображаемые сверхъестественные силы.

Основная цель необрядовых песен - создание эмоционального настроя. Использовались они во время застолья, и большинство из них посвящено конкретным лицам.

В мордовских песнях отражена борьба мордовского народа вместе с другими народами против феодально-крепостного строя («Пугачев», « Песнь о Пугачеве»). И с большой художественной силой показана главная причина страданий и невзгод трудовых масс - эксплуататорский строй, грабеж и разорение крестьян помещиками.

Колыбельные песни по своей тематике имеют немало общего с русскими и некоторыми финно-угорскими текстами - о птицах, животных, о некоторых предметах домашнего обихода.

В обрядовой поэзии большое место занимают похоронные причеты. Их главная тема - стремление выразить скорбь и горе об умершем человеке.

Составной частью обрядовой поэзии являются заговоры. Они исполнялись от случая к случаю, главным образом при неожиданных бедствиях.

К необрядовым жанрам относится ряд афористических произведений: пословицы; присловия.

Считалки, приговорки-заклички произносятся в процессе игры, в целях ублаготворения сил природы, достижения желаемого.

Сказка в мордовском фольклоре - один из самых распространенных жанров. Известным исследователем мордовской сказки был А.И. Маскаев, автор монографии «Мордовская сказка» (Саранск, 1947). Он отмечал, что сказка в прошлом играла хозяйственную роль, т.е. имела производственно-магические функции. Собирать и печатать их начали во второй половине XIX в., поэтому сказать, какими они были ранее, невозможно.

Волшебно-фантастические сказки являются наиболее распространенными и составляют более половины их количества. Центральное действующее лицо - Вирява. Она отдельными чертами напоминает Бабу Ягу, но ее можно сравнить и с водяной, так как живет только в воде.

Бытовая сказка включает несколько разновидностей реалистической сказки. Особой популярностью пользуются сказки о дураках. Эти произведения всегда полны оптимизма, свидетельствующего о духовном богатстве мордвы, ее веры в свои силы.

Значительное место занимают легенды и предания. Предания объясняли особенности той или другой местности, воспроизводили давние события. В них отразились не только крупные исторические события, но и детали жизни, быта, общественных отношений в прошлом. Предание - это широко известный в народе устный рассказ, дающий правдоподобное объяснение реальных фактов истории, быта, названий отдельных местностей. Легенд у мордвы собрано значительно меньше, чем преданий. Произведения религиозно-библейского содержания в основном заимствованы из русского фольклора после принятия Христианства.

К 1917 г. у мордвы сложилась достаточно развитая литература христианского просвещения, жанровая разновидность т. наз. крестьянской литературы. В дооктябрьский период у мордвы были зачатки духовно-светской литературы. В конце XIX - начале XX в. в литературной культуре мордовского народа начинает формироваться русскоязычная поэзия и проза.

Но, к сожалению, все эти виды мордовской дооктябрьской литературы и имена авторов многих ее сочинений после 1917 г. надолго оказались преданными забвению.

Hosted by uCoz