Балашова (Стрыгина) Е.Н.

ЧТЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ ХVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХVIII в.

Сельскохозяйственная специализация Тамбовского края, относительная молодость губернского и уездных городов, в недавнем прошлом крепостей, затрудняли развитие культурных потребностей жителей, препятствовали появлению читательской аудитории и местных творческих сил. Так, по данным С.П.Луппова, среди читателей изданий типографии Московского печатного двора в середине XVII века тамбовчане составляют довольно малое число (не более 10 записей в учетных документах типографии) по сравнению с жителями многих других городов.

Тем не менее, нельзя утверждать, что всё тамбовское население было поголовно неграмотным и не читало книг. Равнодушие к изданиям Московской типографии объясняется, в частности, тем фактом, что средневековая русская книга развивалась более всего в рукописном варианте, ввиду привычности и дешевизны последнего по сравнению с печатным способом размножения изданий. Кроме того, обширная личная библиотека, характерная для барочной эпохи ещё не являлась потребностью людей, воспитанных на постулатах традиционной культуры, основная идея которых заключалась в том, что книга есть вместилище вечных идей, а вечные идеи не могут заполнять сотни и тысячи томов, ибо вечных идей немного. Книги хранились и использовались в этот период, в основном, в церквях и монастырях. Так, издания, увидевшие свет в ХVII в., хранились в Мамонтовой пустыни, основанной в 1629 г. (Житие Николая Чудотворца, Саввы Сторожевского, Сергия Радонежского и другие), в Троицком монастыре, возникшем в 1621 г. (Например, сочинение Ефрема Сирина об иночестве и др.).

В рассматриваемый период были популярны рукописные сборники, представлявшие собой маленькую библиотеку в одном томе с самыми разнообразным набором сюжетов и сведений. Тамбовские жители, в частности, читали рукописные апокрифы о сотворении человека; отреченную литературу (заговоры). В распоряжении Тамбовской ученой архивной комиссии (ТУАК) находилась рукописная книга апокрифического содержания «Сказание о чудесах Богородицы», написанная в Олонце, списанная простолюдином Никитой. Рукопись, видимо, была составлена в 1658 г. и переписана в 1680.

В условиях усиливающегося влияния новой светской культуры, постепенно появляется интерес к чтению светского характера. Причем, особый интерес вызывала книга фантастического, сказочного содержания, которую «зело дивно есть послушати». Так, среди тамбовских читателей была распространена книга о знаках зодиака, о жителях других земель, «которые не пьют, не едят, а токмо нюхают» и проч., что говорит о проникновении в их быт новой культуры и вместе с ней барочной сенсационности, особенно популярной при Петре I. Формирование новой культуры выразилось и в том, что в круг чтения тамбовчан вошли переводы научных трудов, в том числе по географии, которые способствовали знакомству с культурами других народов. Председатель ТУАК И.И. Дубасов приводит сведения о двух найденных им в 1880 г. в Липецкой библиотеке минеральных вод изданиях: Atlos des enfants. - Amsterdam, 1760 (учебник географии, относящий к России Ливонию и острова Кандопое в Ледовитом океане и Дало и Эзель в Восточном океане) и «Земноводного круга краткое описание…на российском языке напечатано в Москве в 1719 г.». В этом руководстве перечислены следующие русские области: герцогство Воротинское, провинция Мордовская, королевство Булгарское и т.д.

По мнению краеведа, эти издания использовались в качестве учебников. Ошибочность сведений, содержащихся в них, объясняется тем, что книги эти принадлежат к предыстории науки, поскольку в строгом смысле наука возникает только в системе новой культуры.

Сохранились сведения об экземпляре грамматики времен Петра I, хранившемся в библиотеке ТУАК, интересном тем, что он, судя по пометам, бывал в руках самого царя. По утверждению И.И. Дубасова, в помещичьей и чиновничьей среде в этот период была популярна книга «Систима, или Состояние мухамеданския религии» (СПб., 1722). Издание носило специальный характер и стоило достаточно дорого: 1 руб. 26 коп. (тогда как большинство книг светского содержания в петровскую эпоху стоили меньше рубля). Интерес к изданиям, посвященным вопросам культуры, нравов народов мира, особенно усилившийся во второй половине ХVIII в., свидетельствовал о постепенном уходе в прошлое средневекового мировоззрения с его ориентацией на замкнутость.

Таким образом, в конце ХVII - первой половине ХVIII в. в Тамбовском крае постепенно формируется читательская аудитория, для которой книга превращается из духовного наставника в ученого собеседника. Появляются люди, на которых можно было ориентировать книжное дело.

Hosted by uCoz