Добровольский В.В.

АКТУАЛЬНЫЙ ВОПРОС ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О вузовском образовании вообще и библиотечно-информационном, в частности, уже написано непомерно много. Высказано множество ценнейших мыслей по формам и содержанию обучения. Довольно часто вопросы анализируются комплексно, системно с правильными, логически обоснованными выводами. Однако в подавляющем большинстве рассуждений, на наш взгляд, прослеживается одна и та же методологическая ошибка: уровень предмета системного изучения не соответствует уровню системного статуса объекта. Как правило, уровень изучения значительно ниже фактического уровня объекта. Поясним на примере. Если у человека насморк, и мы начнем системно изучать физиологические особенности деятельности слизистой его носа, будет допущена такая же методологическая ошибка. В преобладающей части случаев в конкретной болезни виновата неисправность систем более высокого уровня, прежде всего иммунной системы, которая в свою очередь может быть ослаблена действием самых различных факторов.

Указанное выше постоянно происходит при анализе образовательных проблем, которые в своей основе традиционны: соответствие образования уровню развития науки, обеспечение тесной связи теории с практической деятельностью, соотношение универсализации и специализации, вопросы "что преподавать?" и "как преподавать?" и многие другие. Большинство полемических копий ломается на последних вопросах "что и как преподавать?", на которые по здравому размышлению получить четкие ответы невозможно: слишком изменчива вне- и внутриобразовательная ситуация, различны кадровые, материальные, региональные и прочие условия.

Наверно, никто не будет утверждать, что библиотечно-информационное образование сегодня является престижным. Причин этому много, и в большинстве своем лежат они вне пределов компетенции вуза. Но, на наш взгляд, есть рычаги, которые способны поднять обучение в высшей библиотечной школе на качественно новый уровень, дать в руки будущему специалисту универсальный инструмент профессионального совершенства - качественные энергоинформационные знания, умения и навыки.

К традиционно актуальным вопросам высшей школы должен быть присоединен вопрос об адекватности системы обучения энергоинформационным реалиям современного общества. К такому выводу приводит анализ ряда разноуровневых факторов от цивилизационных до конкретно-личностных. Рациональное энергоинформационное знание становится все более значимым в условиях массового распространения псевдонаучных теорий и практических методик, лежащих в основе деятельности многочисленных религиозных сект. Игнорирование этой опасности может привести к катастрофическим социальным последствиям мирового масштаба, если сформируется союз политической власти, псевдонауки и религиозного фанатизма.

Человек учится на протяжении всей своей жизни, приобретая массу знаний, но не постигая самого главного: искусства жить, что возможно лишь на основе правильного энергоинформационного обмена с окружающим миром. Сформировав собственные, индивидуальные черты этого искусства, даже средний человек становится лидером, раскрывает в себе разнообразные таланты, заложенные Природой в каждого, полностью реализует себя, внося тем самым личностный вклад в развитие цивилизации.

Любое общество, а тем более общество, находящееся на переломе своего развития, остро нуждается в высокоинтеллектуальных, нестандартно мыслящих, духовно и психологически свободных людях. Современный мир с одной стороны усредняется и нивелируется, а с другой - качественно усложняется во всех сферах. Это предъявляет повышенные требования к масштабу личности, к формированию ее харизмы, в основе которой лежит мощная энергетика. Развитие же личности через чисто профессиональное образование неэффективно, так как не затрагивает сердцевины процесса, идет методом проб и ошибок и, имея эвентуальный характер, не обеспечивает гарантированный результат. Именно этим объясняется, что специалист, окончив вуз с красным дипломом, так и не становится настоящим профессионалом. Практика постоянно сталкивает его с такими задачами, решать которые вуз не учит, и главным образом они лежат в сфере межличностного общения - одной из форм энергоинформационного обмена.

Как поверхностное, неосознанное отражение потребности в энергоинформационном образовании в вузовских учебных планах появляются новые курсы, в той или иной степени способствующие развитию личности: связи с общественностью, валеология, социальная педагогика, концепции современного естествознания и др. Особенна интересна (но очень сложна методологически и методически) последняя дисциплина, в латентной форме выводящая студента на новый уровень познания, в основе которого лежит понимание глубинной целостности природы, окружающего мира и человека. Однако указанные дисциплины охватывают важные, но частные аспекты развития личности. Необходимо формирование единого цикла дисциплин, способствующих одновременному развитию всех основных качеств личности: интеллектуальных, волевых, моральных, эстетических, физических и др. на базе энергоинформационного обучения.

Как представляется, этот цикл дисциплин под условным названием "Личный менеджмент" должен охватывать весь период обучения в вузе, способствовать последовательному росту личности от ступени к ступени. Формы и методы обучения будут существенно отличаться от традиционных и включать главным образом практические занятия. Это потребует соответствующей кадровой, финансовой и материальной базы. Одним из самых серьезных препятствий, к сожалению, являются образовательные стандарты высшей школы, которые, выполняя важную роль контроля уровня подготовки специалиста узкой профессиональной области, становятся прокрустовым ложем для развития его личности, ограничивая введение новых развернутых дисциплин в учебные планы.

Вопрос о необходимости введения цикла дисциплин " Личный менеджмент" на основе энергоинформационного обучения, безусловно, дискуссионен. При выборе решения важно учитывать: специалист реализует себя в деятельности, которая неизбежно протекает в межличностной коммуникации, а успех в ней зависит прежде всего от самодостаточности личности и только потом, от освоения технологии общения; методики формирования личности лидера уже прошли многолетнюю апробацию и показали высокую эффективность при подготовке политиков, бизнесменов, ораторов и других публичных деятелей; стремительное увеличение числа различных курсов и школ энергоинформационного обучения показывает его растущую востребованность прежде всего у студентов и специалистов различных отраслей.

Hosted by uCoz