Беждугова М.Х.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ОТКРЫТОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Становление глобального информационного общества, сопровождаемое стремительным развитием и распространением новых информационно-коммуникационных технологий, оказывает революционное воздействие на различные сферы деятельности, особенно на сферу образования. При этом значительное развитие претерпевает открытое образование в библиотечной отрасли, представляющее собой современную модификацию заочного обучения.

Открытое библиотечное образование применяется в основном в профессиональном высшем библиотечном образовании и в системе повышения квалификации библиотечных кадров. Она поддерживается телевизионными учебными программами, радио и Интернетом, в нем широко используется интерактивная, в частности телефонная, связь преподавателей и студентов. Такие кардинальные изменения в открытом библиотечном образовании, вызванные глобализацией информационного общества, обостряют необходимость обустройства, адаптации и ориентации в этом информационно-когнитивном мире, что становится возможным лишь благодаря углублению интеллектуализации данного библиотечного образования.

Интеллектуализация открытого библиотечного образования в процессе становления глобального информационного общества предполагает использование идей, методов и средств естественного и искусственного интеллекта в образовательном процессе.

Актуальность темы подтверждается также Национальной доктриной образования в РФ (2000), предполагающей "создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования"; концепцией формирования информационного общества в России (1999), ставящей задачу "выбора адекватных образовательным технологиям и учебным процессам современных информационно-коммуникационных технологий (компьютерные обучающие программы, спутниковое и кабельное телевидение, средства мультимедиа и т.д.)"; Копенгагенской декларацией "Роль публичных библиотек в информационном обществе" (1999), в которой подчеркнуто, что публичные библиотеки, благодаря широкому распространению, обеспечивают экономическую инфраструктуру для "продолжающегося обучения". Интеллектуализация в сфере открытого библиотечного образования, ориентированная на вхождение России в мировое информационное сообщество, позволяет разрабатывать динамичные, эффективные информационно-когнитивные подходы к решению задач оптимизации процесса открытого обучения. Это активизирует коммуникативно-познавательную деятельность специалистов библиотечного дела в период обучения в вузе и в системе повышения квалификации, способствует развитию креативности личности, самоактуализации специалиста.

Проблемы интеллектуализации открытого библиотечного образования в условиях глобального информационного общества специально не рассматривались учеными и специалистами, однако, затрагивались ими (Ю.Н. Дрешер, А.И. Каптерев, Э.Р. Сукиасян, С.А. Езова, С.Г. Матлина, Е.М. Ястребова, И.Г. Люргенштерн, Т.А. Жданова, Т.Л. Садофьева, С.И. Головко, С.Е. Клещук, Ю.М. Петров, Н.В. Гаврилов, М.Я. Дворкина и др.).

Окинавская Хартия глобального информационного общества (2000) одним из важных направлений работы при переходе к такому обществу считает "развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области информационных технологий во многих секторах экономики".

Ориентация именно на открытое библиотечное образование, на его интеллектуализацию будет способствовать более мягкому и плавному вхождению России в мировое информационное сообщество.

Открытое информационное образование и глобальное информационное общество интеллектуально взаимосвязаны и взаимозависимы. Развитие интеллектуальных связей (интеллектуализация) посредством естественного и искусственного интеллекта способствует большей адекватности, совместимости и адаптированности между ними. При этом глобальное информационное общество как целое является ведущим и решающим фактором, определяющим основные характеристики открытого библиотечного образования как части этого целого.

Междисциплинарный подход к проблеме интеллектуализации системы открытого библиотечного образования в глобальном информационном обществе предполагает использование категориального аппарата и методов исследования разных наук - философии (теория познания), педагогики, библиотековедения, библиотечной когнитологии, когнитивной психологии, теорий естественного и искусственного интеллекта, информатики, культурологии и др.

Hosted by uCoz