Арзуханов А.С.
МОДЕЛЬ ВНУТРИКАФЕДРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
(Постановочный аспект)
Рассматривается модель системы управления качеством образования и качеством учебного процесса специалистов - технологов автоматизированных информационных ресурсов, выпускников кафедры информационных технологий и электронных библиотек Московского государственного университета культуры и искусств. Модель представляет следующий алгоритм действий: планирование качества (постановка целей), обеспечение качества (выполнение плана), контроль качества (сравнение фактических результатов с поставленными целями), корректирующие меры (изменение целей и постановка новых задач). Предложенная модель ориентирована на современный опыт развития стандартизации качества образования.
Обеспечение высокого качества образования в настоящее время является первоочередной задачей образовательной политики в России.
Качество подготовки студентов в вузе характеризуется социальным аспектом качества жизнедеятельности, способствующим повышению уровня образованности и интеллектуального развития специалистов.
Управление качеством образования осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне отдельного учебного заведения. Нас интересует создание модели управления качеством образования на кафедре информационных технологий и электронных библиотек (ИТ и ЭБ) Библиотечно-информационного института (БИИН) Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ).
Цель создания системы управления качеством образования в вузе состоит в постоянном системном совершенствовании образовательного процесса и достижении высокого качества подготовки выпускников, а также в повышении эффективности использования имеющегося потенциала: кадрового, научного, ресурсного.
Качество подготовки специалистов в сфере библиотечно-информационной деятельности понятие многомерное и емкое, охватывающее все стороны деятельности вуза: учебные планы и программы, теоретическую, практическую и исследовательскую работу, профессорско-преподавательский состав и контингент студентов, учебную материально-техническую базу и ресурсы.
Вот почему решение проблемы разработки системы качества на кафедре в вузе - задача сложная, многофункциональная и многофакторная. Для решения такой задачи требуется создание собственной методологии и методики.
Следует, на наш взгляд, различать понятия "качество", "качество образования" и "качество обучения".
В профессиональной литературе понятие "качество" рассматривается в двух значениях. Первое - как структурно-содержательное понимание, когда качество предмета исследования определяется как совокупность свойств, указывающих его объективную определенность. В таком понимании качество образования обеспечивается выполнением требований, предъявляемых к образовательному учреждению, обосновывающему право на образовательную деятельность. Второе значение определяет социальное понимание качества, в соответствии с которым рассматриваемый объект обладает качеством, свойства которого отвечают ожиданиям и требованиям потребителя (пользователя), то есть выступает мерой удовлетворения их образовательных потребностей.
Такое разделение понятия "качество" позволяет нам сформулировать рабочее понятие, в котором управление внутрикафедральным качеством образования можно рассматривать как создание и осуществление мер, позволяющих предоставить образовательные услуги такого качества, которое соответствует нормам, стандартам, требованиям потребителя (пользователя) и ведет к формированию социально зрелой личности.
Таким образом, "качество образования" понимается как эффективность образовательного процесса, степень достижения поставленных целей. А "качество обучения" подразумевает непосредственный результат учебного процесса.
Основным показателем качества образования студентов кафедры ИТ и ЭБ БИИн МГУКИ является его соответствие модели подготовки специалиста - "технолога автоматизированных информационных ресурсов", то есть соответствие современным требованиям российского общества, отраженным в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в области культуры и искусства, действующим с февраля 2003 г. по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность.
Выпускник кафедры по названной квалификации в соответствии с госстандартом должен:
Выполнение требований стандарта является важнейшим показателем работы кафедры, так как от технологии и организационного управления учебным процессом зависит возможность устранения противоречия между учебой и профессиональной деятельностью.
Особенность процесса обучения на кафедре заключается в этапно-блоковом преподавании дисциплин по специализации "Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах", которое осуществляется на информационно-технологической и материально-технической базе ГПНТБ России. Обучение по циклу общих гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин осуществляется в единстве учебно-теоретического обучения, производственно-практической и учебной научно-исследовательской работы студентов, например, при подготовке, написании и защите курсовых и дипломных работ (проектов).
Интеграция высшего образования в области культуры и искусства и библиотечно-информационной деятельности, основанной на использовании новых информационных технологий (НИТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ), является кратчайшим путем повышения качества подготовки специалистов, выпускников кафедры ИТ и ЭБ. Она обеспечивает преемственность лучших традиций высшей школы и библиотечного дела, способствует быстрой передаче достижений в области библиотековедения, библиографоведения и информатизации в учебную аудиторию, обеспечивает ознакомление с новейшими актуальными отечественными и зарубежными разработками и научно-техническими проблемами компьютеризации библиотечно-информационной деятельности.
На рынке библиотечно-информационных услуг уже сформировалось новое представление о качестве образования, которое рассматривается не только как результат учебного процесса, но и как модель, система, организация и процедуры, гарантирующие, что студент получает комплексное личное социальное развитие.
Модель формирования внутрикафедральной системы управления качеством образования дает общее представление о ее элементах и их взаимодействии, позволяет определить его состав, цели использования, требования, принципы построения и функционирования, внутреннюю структуру.
Построение системы управления качеством образования на кафедре ИТ и ЭБ, по аналогии с ранее предложенными концепциями в различных областях, должно, в первую очередь, опираться на информационную модель, в основе которой могут быть заложены следующие критерии оценки качества:
В связи с необходимостью создания и внедрения системы управления качеством образовательного процесса перед руководством кафедры возникают следующие задачи.
Анализ связей в структуре системы качества образовательных услуг на кафедре позволяет определить направление деятельности и упорядочить их соответственно функциональности следующих четырех блоков.
Планирование качества. Осуществляется подсистемой управления качеством и подразумевает принятие управленческих решений. Определяет цель, стратегию, задачи и конкретные планы в области обеспечения качества подготовки студентов, доводит их до сведения студентов и профессорско-преподавательского состава кафедры.
Организация обеспечения качества. Осуществляется подсистемой обеспечения качества и включает все направления деятельности кафедры. Определяет информационные потоки и систему управления документацией, оптимизирует планирование и организацию учебного процесса. К выполнению поставленных задач привлекаются все сотрудники кафедры, максимально используются их профессиональные знания и интеллектуальный потенциал.
Контроль качества. Осуществляется подсистемой внутрикафедрального контроля качества учебного процесса. Разрабатывает показатели качества и определяет критерий их оценки, вырабатывает методы и процедуры измерений, производит оценки по установленным критериям. Особенностью контроля качества учебного процесса является то обстоятельство, что по мере оценки, изучения и анализа отдельных результатов приходится корректировать образовательный процесс, а также его план, иногда менять и цели.
Корректирующие действия. Осуществляется подсистемой управления качеством. Определяются стратегические и кратковременные (текущие) направления деятельности кафедры по обеспечению качества учебного процесса. В случае необходимости, на основе диагностики функционирования системы управления качеством образовательного процесса, осуществляется ее корректировка.
Успешная реализация перечисленных задач связана с разрешением ряда проблем и, в первую очередь, стоит задача определения методов оценки, управления и совершенствования качества образования и учебного процесса. Требуется построить систему мер контроля и оценки качества библиотечно-информационного образования и экспериментально проверить их эффективность на кафедре.
Разработку и внедрение контрольно-оценочной деятельности нужно проводить в трех основных направлениях. Первое - использование технических средств оценки осуществлять в сочетании с современными способами организации контрольно-оценочной деятельности, когда используются тесты, анкетирование, различные смотры студенческих знаний (конференции, олимпиады и др. ), решение индивидуального набора задач. Второе - преобразование уже имеющихся или разработка новых средств и методов оценочной деятельности, например, рейтинг, обработка результатов учебного процесса и учебной деятельности в целом, самоконтроль. Третье - совершенствование шкал оценивания учебной и научной деятельности студента.
Таким образом, оценочная система должна быть адекватна целям управления и включать в себя как показатели качества, так и критерии их оценки.
Критерием оценки качества системы образования, ее эффективности является степень реализации выполнения целей системы образования в вузе. Для оценки результативности и эффективности системы управления внутрикафедралным качеством необходимо использовать показатели назначения системы образования: 1) качество учебного процесса - уровень успеваемости и степень обученности; качество учебных планов и программ; качество методической и научной работы, воспитательного процесса; качество ресурсного, материального и технического обеспечения; качество квалификации педагогического состава, его включенности в инновационную деятельность кафедры и вуза; 2) качество результатов обучения - уровень подготовленности выпускников кафедры к профессиональной деятельности; уровень востребованности выпускников на рынке труда (поступление на работу в профессиональные учреждения); уровень удовлетворенности личных запросов выпускников; степень (полнота) реализации учебных и воспитательных процессов кафедры.
Комплексная система мер оценки качества образования включает разработку содержания и методики расчета оценок планирования аудиторной и индивидуальной работы студента, диагностического инструментария оценки качества знаний, личной вовлеченности студента в контрольно-оценочную деятельность и привлечение современных средств контрольно-оценочной деятельности.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки обозначенной в названии доклада проблемы. Актуальными остаются вопросы оптимизации и дальнейшего развития системы управления качеством подготовки специалистов на внутрикафедральном и вузовском уровне как в теоретическом, так и в практическом плане с учетом поэтапного создания современной системы управления качеством образования в соответствии со стандартами серии ИСО 9000. В теоретическом плане перспектива заключается в изучении целевой, технологической и ресурсной эффективности и детальной разработке составляющих качества образовательного процесса, а также введение других вариативных критериев и показателей качества образовательного процесса на кафедре и в вузе. В практическом плане представляется интересным изучение возможностей создания типовой технологии управления качеством образовательного процесса, определении методов ее оценки и экспериментальной проверки ее эффективности.
Литература