Арзуханов А.С.

МОДЕЛЬ ВНУТРИКАФЕДРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
(Постановочный аспект)

Рассматривается модель системы управления качеством образования и качеством учебного процесса специалистов - технологов автоматизированных информационных ресурсов, выпускников кафедры информационных технологий и электронных библиотек Московского государственного университета культуры и искусств. Модель представляет следующий алгоритм действий: планирование качества (постановка целей), обеспечение качества (выполнение плана), контроль качества (сравнение фактических результатов с поставленными целями), корректирующие меры (изменение целей и постановка новых задач). Предложенная модель ориентирована на современный опыт развития стандартизации качества образования.

Обеспечение высокого качества образования в настоящее время является первоочередной задачей образовательной политики в России.

Качество подготовки студентов в вузе характеризуется социальным аспектом качества жизнедеятельности, способствующим повышению уровня образованности и интеллектуального развития специалистов.

Управление качеством образования осуществляется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и на уровне отдельного учебного заведения. Нас интересует создание модели управления качеством образования на кафедре информационных технологий и электронных библиотек (ИТ и ЭБ) Библиотечно-информационного института (БИИН) Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ).

Цель создания системы управления качеством образования в вузе состоит в постоянном системном совершенствовании образовательного процесса и достижении высокого качества подготовки выпускников, а также в повышении эффективности использования имеющегося потенциала: кадрового, научного, ресурсного.

Качество подготовки специалистов в сфере библиотечно-информационной деятельности понятие многомерное и емкое, охватывающее все стороны деятельности вуза: учебные планы и программы, теоретическую, практическую и исследовательскую работу, профессорско-преподавательский состав и контингент студентов, учебную материально-техническую базу и ресурсы.

Вот почему решение проблемы разработки системы качества на кафедре в вузе - задача сложная, многофункциональная и многофакторная. Для решения такой задачи требуется создание собственной методологии и методики.

Следует, на наш взгляд, различать понятия "качество", "качество образования" и "качество обучения".

В профессиональной литературе понятие "качество" рассматривается в двух значениях. Первое - как структурно-содержательное понимание, когда качество предмета исследования определяется как совокупность свойств, указывающих его объективную определенность. В таком понимании качество образования обеспечивается выполнением требований, предъявляемых к образовательному учреждению, обосновывающему право на образовательную деятельность. Второе значение определяет социальное понимание качества, в соответствии с которым рассматриваемый объект обладает качеством, свойства которого отвечают ожиданиям и требованиям потребителя (пользователя), то есть выступает мерой удовлетворения их образовательных потребностей.

Такое разделение понятия "качество" позволяет нам сформулировать рабочее понятие, в котором управление внутрикафедральным качеством образования можно рассматривать как создание и осуществление мер, позволяющих предоставить образовательные услуги такого качества, которое соответствует нормам, стандартам, требованиям потребителя (пользователя) и ведет к формированию социально зрелой личности.

Таким образом, "качество образования" понимается как эффективность образовательного процесса, степень достижения поставленных целей. А "качество обучения" подразумевает непосредственный результат учебного процесса.

Основным показателем качества образования студентов кафедры ИТ и ЭБ БИИн МГУКИ является его соответствие модели подготовки специалиста - "технолога автоматизированных информационных ресурсов", то есть соответствие современным требованиям российского общества, отраженным в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) в области культуры и искусства, действующим с февраля 2003 г. по специальности 052700 - Библиотечно-информационная деятельность.

Выпускник кафедры по названной квалификации в соответствии с госстандартом должен:

Выполнение требований стандарта является важнейшим показателем работы кафедры, так как от технологии и организационного управления учебным процессом зависит возможность устранения противоречия между учебой и профессиональной деятельностью.

Особенность процесса обучения на кафедре заключается в этапно-блоковом преподавании дисциплин по специализации "Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах", которое осуществляется на информационно-технологической и материально-технической базе ГПНТБ России. Обучение по циклу общих гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин осуществляется в единстве учебно-теоретического обучения, производственно-практической и учебной научно-исследовательской работы студентов, например, при подготовке, написании и защите курсовых и дипломных работ (проектов).

Интеграция высшего образования в области культуры и искусства и библиотечно-информационной деятельности, основанной на использовании новых информационных технологий (НИТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ), является кратчайшим путем повышения качества подготовки специалистов, выпускников кафедры ИТ и ЭБ. Она обеспечивает преемственность лучших традиций высшей школы и библиотечного дела, способствует быстрой передаче достижений в области библиотековедения, библиографоведения и информатизации в учебную аудиторию, обеспечивает ознакомление с новейшими актуальными отечественными и зарубежными разработками и научно-техническими проблемами компьютеризации библиотечно-информационной деятельности.

На рынке библиотечно-информационных услуг уже сформировалось новое представление о качестве образования, которое рассматривается не только как результат учебного процесса, но и как модель, система, организация и процедуры, гарантирующие, что студент получает комплексное личное социальное развитие.

Модель формирования внутрикафедральной системы управления качеством образования дает общее представление о ее элементах и их взаимодействии, позволяет определить его состав, цели использования, требования, принципы построения и функционирования, внутреннюю структуру.

Построение системы управления качеством образования на кафедре ИТ и ЭБ, по аналогии с ранее предложенными концепциями в различных областях, должно, в первую очередь, опираться на информационную модель, в основе которой могут быть заложены следующие критерии оценки качества:

В связи с необходимостью создания и внедрения системы управления качеством образовательного процесса перед руководством кафедры возникают следующие задачи.

  1. Создание организационной структуры управления качеством образовательного процесса.
    Организационная структура системы управления качеством образовательного процесса представляет собой целостную структуру управляющей и управляемой подсистем, состоящих из звеньев, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязями в соответствии с местом этих звеньев в процессе управления. Для создания организационной структуры необходимо выработать механизм управления качества образовательного процесса.
  2. Освоение основных функций по управлению качеством образовательного процесса.

Анализ связей в структуре системы качества образовательных услуг на кафедре позволяет определить направление деятельности и упорядочить их соответственно функциональности следующих четырех блоков.

Планирование качества. Осуществляется подсистемой управления качеством и подразумевает принятие управленческих решений. Определяет цель, стратегию, задачи и конкретные планы в области обеспечения качества подготовки студентов, доводит их до сведения студентов и профессорско-преподавательского состава кафедры.

Организация обеспечения качества. Осуществляется подсистемой обеспечения качества и включает все направления деятельности кафедры. Определяет информационные потоки и систему управления документацией, оптимизирует планирование и организацию учебного процесса. К выполнению поставленных задач привлекаются все сотрудники кафедры, максимально используются их профессиональные знания и интеллектуальный потенциал.

Контроль качества. Осуществляется подсистемой внутрикафедрального контроля качества учебного процесса. Разрабатывает показатели качества и определяет критерий их оценки, вырабатывает методы и процедуры измерений, производит оценки по установленным критериям. Особенностью контроля качества учебного процесса является то обстоятельство, что по мере оценки, изучения и анализа отдельных результатов приходится корректировать образовательный процесс, а также его план, иногда менять и цели.

Корректирующие действия. Осуществляется подсистемой управления качеством. Определяются стратегические и кратковременные (текущие) направления деятельности кафедры по обеспечению качества учебного процесса. В случае необходимости, на основе диагностики функционирования системы управления качеством образовательного процесса, осуществляется ее корректировка.

Успешная реализация перечисленных задач связана с разрешением ряда проблем и, в первую очередь, стоит задача определения методов оценки, управления и совершенствования качества образования и учебного процесса. Требуется построить систему мер контроля и оценки качества библиотечно-информационного образования и экспериментально проверить их эффективность на кафедре.

Разработку и внедрение контрольно-оценочной деятельности нужно проводить в трех основных направлениях. Первое - использование технических средств оценки осуществлять в сочетании с современными способами организации контрольно-оценочной деятельности, когда используются тесты, анкетирование, различные смотры студенческих знаний (конференции, олимпиады и др. ), решение индивидуального набора задач. Второе - преобразование уже имеющихся или разработка новых средств и методов оценочной деятельности, например, рейтинг, обработка результатов учебного процесса и учебной деятельности в целом, самоконтроль. Третье - совершенствование шкал оценивания учебной и научной деятельности студента.

Таким образом, оценочная система должна быть адекватна целям управления и включать в себя как показатели качества, так и критерии их оценки.

Критерием оценки качества системы образования, ее эффективности является степень реализации выполнения целей системы образования в вузе. Для оценки результативности и эффективности системы управления внутрикафедралным качеством необходимо использовать показатели назначения системы образования: 1) качество учебного процесса - уровень успеваемости и степень обученности; качество учебных планов и программ; качество методической и научной работы, воспитательного процесса; качество ресурсного, материального и технического обеспечения; качество квалификации педагогического состава, его включенности в инновационную деятельность кафедры и вуза; 2) качество результатов обучения - уровень подготовленности выпускников кафедры к профессиональной деятельности; уровень востребованности выпускников на рынке труда (поступление на работу в профессиональные учреждения); уровень удовлетворенности личных запросов выпускников; степень (полнота) реализации учебных и воспитательных процессов кафедры.

Комплексная система мер оценки качества образования включает разработку содержания и методики расчета оценок планирования аудиторной и индивидуальной работы студента, диагностического инструментария оценки качества знаний, личной вовлеченности студента в контрольно-оценочную деятельность и привлечение современных средств контрольно-оценочной деятельности.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающую полноту разработки обозначенной в названии доклада проблемы. Актуальными остаются вопросы оптимизации и дальнейшего развития системы управления качеством подготовки специалистов на внутрикафедральном и вузовском уровне как в теоретическом, так и в практическом плане с учетом поэтапного создания современной системы управления качеством образования в соответствии со стандартами серии ИСО 9000. В теоретическом плане перспектива заключается в изучении целевой, технологической и ресурсной эффективности и детальной разработке составляющих качества образовательного процесса, а также введение других вариативных критериев и показателей качества образовательного процесса на кафедре и в вузе. В практическом плане представляется интересным изучение возможностей создания типовой технологии управления качеством образовательного процесса, определении методов ее оценки и экспериментальной проверки ее эффективности.

Литература

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства: Специальность 052700-Библиотечно-информационная деятельность: Утв. Минобразованием РФ 13 февраля 2003 г. № 564. - М., 2003.- 37 с.
  2. СО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.- М.: ВНИИС, 2001.- 30 с.
  3. Управление университетом: Модели, методы, перспективы совершенствования: Материалы Всерос. семинара.-Тюмень: Изд-во ТГУ, 2003.- 196 с.

Hosted by uCoz