Шлыкова О.В.

ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА: СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН И ПРЕДМЕТ ПРЕПОДАВАНИЯ

В эпоху электронных преобразований увеличивается социальная и культурная роль Интернет, мультимедиа, наступает век «цифрового Ренессанса», в котором люди получают знания в качестве нового ресурса.

Непременная установка на прогресс и инновацию, заложенная в самой логике развития технологий, позитивно и стимулирующе воздействует на культуру, на всех, кто активно обращается к их услугам. Разумеется, мультимедиа, как любое прогрессивное явление, вносит собой вместе с огромными завоеваниями и перспективами ряд проблем и негативных моментов. Так, например, при его несомненных преимуществах как средства обучения (возможность сочетания логического и образного способов освоения информации; активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности и т.п.) нельзя не отметить такие факты, появляющиеся в результате триумфального вхождения Сети в реальную практику образования, как: мозаичность культуры, пришедшей на смену просветительской модели культуры; эклектичность сферы знаний в противовес системному мировоззрению, основанному на едином подходе, парадигме; ориентация на репродуцирование вместо творчества и др.

Технология становится и регрессивной в отношении к традиционным ценностям - это касается культуры, социума, экономики и политики. Например, постоянное использование Интернет приводит к тому, что дети совсем перестают читать, отвыкают думать, так как комплекс самых различных средств восприятия заменяет и эту культурную традицию жизни человека. К недостаткам «виртуальной культуры», задающим новые проблемы, относят также: 1) труднодоступность нахождения определенной информации; 2) неточность ряда материалов (повальные ошибки в электронных библиотеках, допускаемые при сканировании материалов под давлением современного темпа бизнес-жизни «со скоростью мысли»); 3) обилие рекламы, приводящей к «информационному шуму», и др. Не случайно Интернет называют страной хаоса, напоминающей библиотеку после землетрясения с разбросанными повсюду книгами и лишь изредка встречающимися фрагментами систематизации.

В условиях стремительного развития технологий информационного общества происходит переоценка ценностей, что не может не оказывать влияния на образ жизни молодого поколения, его вкусы и приоритеты. Речь идет о нетрадиционных подходах в осмыслении культуры прошлого, ее корней как фундамента развития «ожидающей» культуры, нового понимания человека и личности. В связи с этим центральным становится вопрос о том, каким быть современному человеку, в чем проявится эволюционный скачок в его развитии?

Как справедливо отмечает М. Кузнецов, аппаратура «виртуальной реальности» и глобальная Сеть утрачивают статус принадлежащих исключительно к сфере техники, техногенных явлений и становятся в известном смысле метафорами, позволяющими хотя бы в общих чертах определить контуры тех реалий культурологического, антропологического и философского порядка, с которыми мы сталкиваемся в новом тысячелетии. Рождение нового типа коммуникаций - электронного - выдвигает на повестку дня вопросы как его изучения, так и регулирования культурных процессов в Интернет-пространстве (в том числе организационного, правового, нравственно-этического, социокультурного), взаимодействия культурных процессов и технических и информационно-коммуникационных инноваций, сохранения и передачи культурного наследия в электронном виде, что обусловило осмысление мультимедиа с позиции культурологии.

Особенно важным является решение противоречия между бесконечно расширяющимся полем культуры и нахождением технологии ее компактной систематизированной подачи населению, осмысление места электронной культуры в современной культуре общества и личности.

Безусловно, сотворение новых субкультур и социокультурных систем должно служить развитию человеческого в человеке.

Дефицит исследований, характеризующих исходный уровень и состояние культуры в условиях современной интернетизации и медиатизации общества, свидетельствует о том, что сложный синтетический характер изучаемого объекта не поддается достаточно полному описанию и исследованию с позиций какой-либо отдельно взятой науки, теории или концепции. Поэтому его изучение требует выработки комплексного междисциплинарного подхода. Целостной теории данного уровня в настоящее время пока еще не существует.

Особое место в этом плане принадлежит системе образования. Самый большой спрос возникает на специалистов междисциплинарного профиля, которые интегрируют в себе знания, умения и навыки в области технических, прежде всего, компьютерных и гуманитарных, управленческих технологий. На стыках технологий рождаются новые профессии, рынки труда буквально «взрываются», появляются новые специальности, по которым еще не создано новых программ и еще нет соответствующих средств обучения. Ряд из них только начинает проходить экспериментальную апробацию в научных лабораториях (например, некоторые методики обучения, программы e-learning, «гибриды» традиционного и виртуального обучения и т.д.), а значит, требуется время для поисков и нахождения адекватных решений для их воплощения в реальную практику обучения.

На фоне происходящих на рынке труда перемен в ХХI в. усиливаются тенденции интернационализации высшего образования, увеличивается его международная составляющая (обучение иностранных студентов, открытие филиалов вузов в зарубежных странах, международное научное сотрудничество вузов и т.д.).

Как справедливо подчеркивает американский исследователь Д.М. Видман, успех промышленно развитых стран в сферах экономики будущего, основанной на знаниях и услугах, требует не просто совершенствования высшего образования, а такого высшего образования, которое интегрируется с международной деятельностью правительств и частного сектора. При этом проблема состоит в достижении этой интеграции при одновременном сохранении традиционных универсальных целей, стоящих перед высшим образованием. Очевидно, что глобализация экономики и развитие технологий создают экономику глобального знания, которая предполагает интернационализацию производителей и выпускаемой продукции и особенно университетов и других учебных заведений высшего образования и тех программ, которые они предполагают.

Влияние глобализации на национальные, социально-экономические и политические системы претерпело существенную эволюцию. С одной стороны звучат опасения относительно «заката» национальных государств. С другой, - подчеркивается, что глобализация представляет собой «процесс интеграции разнообразных культур в единую рыночную логику».

Интернетизация общества, безусловно, позволяет интегрироваться с мировым образовательным пространством и создавать квалификации специалистов, которые будут признаны в нашей стране и за рубежом. Среди основных задач в этом направлении ставятся следующие: а) разработка стандартов европейской программы по подготовке магистров и докторантов; б) создание специализированных программ непрерывного образования и профессионального развития специалистов в области электронной культуры c выдачей сертификатов, признаваемых в рамках конкретной страны и за рубежом; в) открытие программ обучения по новым направлениям и создание учебных курсов «Мультимедиа в сфере культуры», «Электронная культура» и др.

Принципиально важными являются проблемы использования мультимедиа в библиотеках. Появление виртуальных моделей отношений в современном обществе неминуемо влечет за собой трансформацию реального мира - как его образа в целом, так и его социо-культурные сферы. Какие противоречия возникают в этом процессе? Как формируются и удовлетворяются интересы всех вовлеченных в этот процесс? Какая информация и в каком объеме нужна потенциальному посетителю электронной библиотеки, пользователю электронных ресурсов традиционной библиотеки? Какие возможны системы учета использования мультимедийных изданий, Интернет-ресурсов в библиотеках? Кто должен поддерживать сайт в актуальном состоянии и каких временных и финансовых затрат это требует? Должна ли библиотека создавать CD-ROMs, различного рода мультимедийные ресурсы или только заниматься их сохранением и трансляцией по Сети, распространением информации о существующих ресурсах? Виртуальная библиотека - это миф или реальность? Имеет ли юридическое право библиотека выставлять на своем сайте полнотекстовые документы?

Все эти вопросы требуют детального осмысления. Очевидна необходимость проведения крупномасштабного исследования, связанного с изучением создания и распространения мультимедийных изданий в библиотеках.

Актуальным становится фактор усиления информированности профессорско-преподавательского состава о проблемах учебной и научной деятельности зарубежных научных обществ, учебных заведений и научно-исследовательских учреждений; доступ к Интернету, позволяющий обеспечить контакт с зарубежными коллегами; участие в разработке совместных проектов, нацеленных на модернизацию учебным программ и др.

В рамках доклада предполагается осветить опыт преподавания цикла информационных дисциплин в гуманитарных вузах, прежде всего Московском государственном университете культуры, а также формы сетевых инициатив, нацеленных на сохранение культурного наследия.

Hosted by uCoz