Шаповалова Е.А., Киреева Н.Я.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ ЛИЧНОСТИ С ХАРАКТЕРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Представленная работа посвящена изучению проблемы индивидуальных различий личности, в частности, межполушарной асимметрии головного мозга. Полушария мозга человека обеспечивают разные формы его взаимоотношений с окружающей средой, процессами обучения и характером производственной деятельности. Поэтому задача нашего исследования заключалась в изучении взаимосвязи межполушарной асимметрии с профессиональной деятельностью человека. Определение профиля асимметрии у призывников, абитуриентов вузов, техникумов и ПТУ, у молодых людей, поступающих на работу, пока еще не вошло в повседневную практику деятельности медицинских комиссий. Между тем целесообразность, а в ряде случаев и необходимость учитывать этот профиль очевидны. Это, в особенности, относится к левшам, наблюдения за которыми показали, что при утомлении, снижении внимания или в состоянии сильного волнения они инстинктивно начинают пользоваться левой рукой, что приводит иногда к авариям на производстве и другим тяжелым последствиям. Зная о соответствующих склонностях левосторонних и правосторонних людей, и, учитывая их особенности при проектировании и компоновке рабочих мест, при комплектовании штата и его расстановке, менеджеры могли бы серьезно улучшить исполнение работы. Преобладание того или иного полушария в психической деятельности человека во многом определяет профессиональный выбор и успешность его реализации, поэтому раннее выявление таких особенностей способствует оптимизации планирования жизненного пути личности, а также улучшению работы с персоналом.
В исследовании приняли участие 120 студентов различных факультетов: 41 человек - студенты-«технари», учащиеся Самарского государственного аэрокосмического университета и Самарского железнодорожного института; 79 человек - студенты-«гуманитарии», учащиеся Самарской государственной академии культуры и искусств.
Исследование по определению доминирующего полушария среди студентов технических вузов и студентов-«гуманитариев» проводилось на основе методики Хомской Е.Д., оценивающей лево-правые соотношения в трех ведущих анализаторных системах: мануальной, слухоречевой и зрительной. Распределение типов профиля латеральной организации мозга (ПЛО) - сочетаний трех видов асимметрий, выделенных в соответствии с принятой классификацией, выявило специфику разных выборок испытуемых.
Для того, чтобы проследить возможную корреляцию типа ПЛО с особенностями профессиональной деятельности, этим же респондентам был предложен тест, разработанный группой ученых под руководством доктора биологических наук Климова Е.А.
Анализ полученных результатов показал, что:
Таким образом, полученные данные позволяют сделать заключение, что природные способности - как условие успешности в соответствующий деятельности - по-видимому, закономерно связаны с типом межполушарной организации мозга, а обнаружение связи между латеризацией мозга и субъективным предпочтением рода деятельности респондентами указывает на правильный выбор основных критериев для классификации типов ПЛО.
Проведенное исследование позволяет ознакомить деканаты соответствующих учреждений с результатами тестирования и предложить соответствующим учреждениям методику тестирования ПЛО абитуриентов, что может быть полезно в профориентационной работе с ними.