Шаповалова Е.А., Киреева Н.Я.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ ЛИЧНОСТИ С ХАРАКТЕРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Представленная работа посвящена изучению проблемы индивидуальных различий личности, в частности, межполушарной асимметрии головного мозга. Полушария мозга человека обеспечивают разные формы его взаимоотношений с окружающей средой, процессами обучения и характером производственной деятельности. Поэтому задача нашего исследования заключалась в изучении взаимосвязи межполушарной асимметрии с профессиональной деятельностью человека. Определение профиля асимметрии у призывников, абитуриентов вузов, техникумов и ПТУ, у молодых людей, поступающих на работу, пока еще не вошло в повседневную практику деятельности медицинских комиссий. Между тем целесообразность, а в ряде случаев и необходимость учитывать этот профиль очевидны. Это, в особенности, относится к левшам, наблюдения за которыми показали, что при утомлении, снижении внимания или в состоянии сильного волнения они инстинктивно начинают пользоваться левой рукой, что приводит иногда к авариям на производстве и другим тяжелым последствиям. Зная о соответствующих склонностях левосторонних и правосторонних людей, и, учитывая их особенности при проектировании и компоновке рабочих мест, при комплектовании штата и его расстановке, менеджеры могли бы серьезно улучшить исполнение работы. Преобладание того или иного полушария в психической деятельности человека во многом определяет профессиональный выбор и успешность его реализации, поэтому раннее выявление таких особенностей способствует оптимизации планирования жизненного пути личности, а также улучшению работы с персоналом.

В исследовании приняли участие 120 студентов различных факультетов: 41 человек - студенты-«технари», учащиеся Самарского государственного аэрокосмического университета и Самарского железнодорожного института; 79 человек - студенты-«гуманитарии», учащиеся Самарской государственной академии культуры и искусств.

Исследование по определению доминирующего полушария среди студентов технических вузов и студентов-«гуманитариев» проводилось на основе методики Хомской Е.Д., оценивающей лево-правые соотношения в трех ведущих анализаторных системах: мануальной, слухоречевой и зрительной. Распределение типов профиля латеральной организации мозга (ПЛО) - сочетаний трех видов асимметрий, выделенных в соответствии с принятой классификацией, выявило специфику разных выборок испытуемых.

Для того, чтобы проследить возможную корреляцию типа ПЛО с особенностями профессиональной деятельности, этим же респондентам был предложен тест, разработанный группой ученых под руководством доктора биологических наук Климова Е.А.

Анализ полученных результатов показал, что:

  1. У большинства студентов-«технарей» (59%) доминирует левое полушарие. А у многих студентов-«гуманитариев» (46%) полушария работают симметрично и процент студентов с доминирующим правым полушарием гораздо больше (24%), чем среди «технарей» (5%).
  2. Большинство студентов-«гуманитариев» предпочли профессии, связанные с общением и обслуживанием людей - 39% и творческие профессии - 30%; а среди студентов-«технарей» 38,6% имеют склонность к техническим профессиям, а 20% - к профессиям, связанными с цифрами (вычислениями) и знаками.
  3. Среди студентов технических вузов с доминирующим левым мозгом (27%) оказалось намного больше респондентов, предпочевших гуманитарную область деятельности, по сравнению со студентами гуманитарного вуза с доминирующим правым мозгом (4,3%), предпочтивших технические специальности.
  4. У 70% студентов-мужчин, специальности «прикладная информатика в социокультурной сфере» доминирует левое полушарие; а у 45% студенток той же специальности асимметрия отсутствует.
  5. Студенты-женщины, специальности «прикладная информатика в социокультурной сфере» учатся успешнее мужчин: среди женщин-амбидекстров и женщин с доминирующим правым полушарием у 50% успеваемость растет или стабильна, лишь у 10% наблюдается снижение успеваемости. Среди женщин с доминирующим левым полушарием у 15% наблюдается снижение успеваемости, у 20% - рост успеваемости, 5% - учатся стабильно. У 52% мужчин с доминирующим левым полушарием - успеваемость падает, у 18% из них - повышается; все 15% амбидекстров-мужчин в течение нескольких лет успеваемость повысилась, а у 15% мужчин с доминирующим правым полушарием - понизилась. Таким образом, в выборке студентов специальности «прикладная информатика в социокультурной сфере» четкой корреляции между успешностью обучения и особенностями ПЛО мы не обнаружили. Но, тем не менее, студенты-амбидекстры, имеют явные преимущества относительно качества успеваемости в учебном процессе среди других респондентов.

Таким образом, полученные данные позволяют сделать заключение, что природные способности - как условие успешности в соответствующий деятельности - по-видимому, закономерно связаны с типом межполушарной организации мозга, а обнаружение связи между латеризацией мозга и субъективным предпочтением рода деятельности респондентами указывает на правильный выбор основных критериев для классификации типов ПЛО.

Проведенное исследование позволяет ознакомить деканаты соответствующих учреждений с результатами тестирования и предложить соответствующим учреждениям методику тестирования ПЛО абитуриентов, что может быть полезно в профориентационной работе с ними.

Hosted by uCoz