Акулич Ю.В.

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Гуманизация учебного процесса высшей школы Республики Беларусь предполагает удовлетворение образовательных потребностей студентов расширение форм и методов способствующих дифференциации и индивидуализации обучения.

Это сочетается с международными образовательными тенденциями заботы о приоритетном положении личности в учебном процессе, наибольшем учете природных задатков, склонностей психологических особенностей студентов. В документе "Юнеско и воспитание в духе мира", записано: "Доминирующей целью образования является развитие таланта и формирование творческих способностей личности".

На протяжении 2000-2004 гг. нами проводилось исследование на 5 курсе факультета библиотечно-информационных систем, а затем на факультете информационно-документальных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств. Всего в нем приняли участие 94% обучаемых за эти годы. Выбор студентов пятого курса в качестве респондентов был обусловлен тем, что, с одной, стороны, это уже практически готовые специалисты, а с другой - как студенты, они хорошо знают учебный процесс.

Ответы респондентов подтвердили нашу гипотезу о том, что на факультете недостаточно развита индивидуализация обучения, не достаточно активизируются способности и склонности личности, не до конца обогащается ее творческий потенциал.

Однако при использовании методики рейтинговой системы оценки уровня подготовки студентов на факультете информационно документальных систем, значительно увеличится индивидуализация обучения, которая способствует развитию способностей и склонностей личности. Поэтому Концепция развития высшего образования в Республике Беларусь уделяет значительное внимание использованию методики рейтинговой системы оценки уровня подготовки студентов.

Надо отметить что в зарубежных библиотечно информационных школах рейтинговая система уже давно является неотъемлемой частью учебного процесса. Между американской системой оценки знаний и белорусской есть много общего.

Однако, по нашему мнению, наиболее эффективным учебный процесс делает конструктивное внедрение активных методов обучения в сочетании с рейтинговой системой оценки учебной деятельности.

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передачу и усвоение учащимся как можно большего объема знаний. Педагог перерабатывает информацию и определяет, что необходимо для учащихся. Обучаемый должен усвоить информацию, отобранную педагогом. Знания, полученные в процессе такого обучения, имеют большой объем, но в сознании обучаемого они состоят из отдельных частей, которые не всегда связаны между собой.

В контексте активного обучения знания не навязываются педагогом, а приобретаются в процессе собственной активной деятельности. В этом случае задача педагога создавать ситуации, в которых студент проявляет активность. В процессе активных методов студент учится работать в команде и усваивает систему апробированных методик профессиональной деятельности. Поэтому знания становятся инструментом профессионализма.

Надо отметить, что наиболее активное использование форм и методов самостоятельной работы студентов идет при введении рейтинговой системы. Эта система увеличивает рост учебно-познавательной деятельности идет за счет поэтапной и дифференцированной оценки всех видов учебной и научно-исследовательской работы по много бальной шкале. Она повышает качество знаний, умений и навыков в профессиональной подготовке студентов. Рейтинговая система повышает объективность оценки качества знаний, вне зависимости от характера личностных отношений, направляет мотивацию в обучении на достижения успеха, формирует самостоятельность принятия решений при выборе стратегии обучения и конкурентоспособность у будущих специалистов.

Исходя из этого, мы предлагаем следующую схему использования рейтинговой системы на факультете информационно документальных систем.

По каждому предмету составляется своя таблица, так как курсы имеют различное количество часов.

Учебная группа студентов совмесно с преподавателем из выше перечисленных форм и методов могут выбрать те, которые им более интересны и подходят для изучения конкретного курса. При это они не должны забывать о том количестве баллов, которое надо набрать.

Аннотация, выписки, цитаты конспектирование, план, реферат, тезисы по первоисточникам достаточно известны, широко используются в высшей школе и прерасно изложены в монографии Т.В. Кузьминич.

Менее известны активные формы обучения, которые, на наш взгляд, применяются или могут применяться на факультете информационно документальных систем.

Метод проектов: студент или группа студентов при консультативном руководстве преподавателя, выполняет в рамках одной учебной дисциплины практический проект. В процессе данной деятельности студенты не только знакомятся с библиотечной действительностью, но и приобретают практические умения и навыки по специальности, а также опыт работы в коллективе, объединенном одной целью.

Широко используется при подготовке и проведении тематического мероприятия в рамках курса "Обслуживание потребителей информации".

Библиотечный тренинг - интерактивная форма учебной деятельности студентов реализуется через специально созданные малые группы, состоящие из 5-15 человек. Обучение происходит благодаря групповому взаимодействию, овладению навыками работы в группе. Данная форма обучения позволяет приобрести конкретный опыт, разрешает не только анализировать, но и экспериментировать в тренинговой ситуации, отрабатывать новые модели поведения, применять новые способы решения задач. Это все позволяет приобретение новых знаний, умений навыков использовать в индивидуальной деятельности.

Деловые игры - используются для приобретения организационно- практических навыков, и могут проводиться не только в аудиториях. Возможно использование ролевых игр, которые рассчитаны на личностный рост, саморазвитие, самопознание.

Суть кейс-метода заключается в том, что предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, не только отражающую в своем описании проблему, но и актуализирующую определенный опыт и комплекс знаний, которые необходимо усвоить при её разрешении.

В результате студент получает конкретный опыт, который может быть использован в дальнейшем в конкретной реальной ситуации. Этот метод позволяет самостоятельно разобраться в ситуации и найти способы ее разрешения.

Доклад на научной студенческой конференции. Ежегодно на факультете проходит научная студенческая конференция. Студенческие доклады являются итогом творческого и научно-исследовательского труда студента. Получение кредита возможно при одобрении доклада на секции и рекомендации его к печати.

Авторский доклад - письменная творческо-аналитическая работа, в которой обязательно изложено личное мнение студента о состоянии какой- либо научной, научно-практической проблемы. Это предполагает активную интеллектуальную, научно-исследовательскую его деятельность. Объем не менее 20 страниц.

Корпоративная работа над текстом "Мозаика". Этот метод используется в тех случаях, когда необходимо за короткий промежуток времени обработать большой объем информации, которая делится на определенное количество завершенных по смыслу частей. Он предусматривает произвольное объединение участников в группы по 3-6 человек. Каждая группа получает свою часть материала, которая распределяется между участниками группы. Обработав материал, он становится экспертом в его содержании и продумывает, каким образом он будет представлять его коллегам, которые с этим материалом не знакомы. Затем участники групп встречаются друг с другом и обмениваются информацией, отвечают на уточняющие вопросы. У всех групп должно сложиться целостное представление о предложенном им материале.

Контролирующие материалы Студенты с удовольствием составляют различные контрольные в форме кроссвордов, ребусов, шарад и т.д. Часто они носят совершенно оригинальный характер. Как свидетельствует педагогическая литература, студенты, составляющие разнообразные тесты, контрольные вопросы не только стараются, самовыразиться в этой работе, но и в дальнейшем демонстрируют прекрасные знания по контролируемому материалу.

Дидактические материалы. Имея хороший контакт с преподавателем и увлеченные предметом, студенты создают новые дидактические материалы. Это может быть материал, который напрямую не касается темы семинарских и практических занятий, но представляет интерес для других студентов. Очень часто у студентов заочной формы обучения материал такого рода связан с деятельностью библиотек, в которых они работают.

Подготовка презентаций. Программа PowerPoint является инструментом для создания презентаций, которые позволяют в привлекательной форме рассказать о заинтересовавшем студента факте, явлении, проблеме. Принцип работы этой программы и создание презентаций требуют от студентов умения четко структурировать, иллюстрировать и профессионально представлять свои идеи и достижения. Мы выделили этот вид деятельности в отдельный пункт в связи с тем, что подготовка презентаций является важным видом профессиональной деятельности библиотекаря. Умение правильно представить материал - это искусство, которым владеют далеко не все, а программа PowerPoint позволяет это сделать максимально быстро, привлекательно и профессионально.

Нами был сделан (с помощью преподавателей факультета информационно-документальных коммуникаций) эксперимент по внедрению рейтинговой системы в учебный процесс. Пилотажный опрос студентов 5 курса, участвующих в эксперименте, показал, что, по их мнению, рейтинговая система оценки учебной деятельности, по сравнению с традиционной, повышает интерес к учебе на 36,4%.

Когда при рейтинговой системе используются активные методы и формы обучения, то они повышают интерес к учебе в 2,1, интерес к профессии -в 2,2 раза.

Таким образом выбор активных форм и методов образования самим студентом повышает его мотивацию в образовании и позволяет получить более качественные знания умения и навыки.. При рейтинговой сиистеме эта возможность становится более доступной, чем при традиционном образовании.

Hosted by uCoz