Христидис Т.В.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

В структуру педагогических способностей чаще всего включают коммуникативные, организаторские, дидактические, экспрессивные, перцептивные и конструктивные способности. Эти способности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наличие или отсутствие у будущих специалистов библиотечного дела тех или иных способностей оказывает влияние на результаты профессиональной деятельности выпускников вуза и неразвитость их являются одной из причин ухода из профессии.

Педагогические способности влияют на формирование педагогической компетентности специалиста, которая в свою очередь способствует регулированию отношений между людьми на основе педагогических знаний, умений и навыков, облегчающих межличностные коммуникации в совместной деятельности. Будем исходить из предположения, что способность личности к коммуникации в наиболее общем виде выражается в способности устанавливать социальные контакты с другими людьми, в частности с читателями библиотеки, входить в разные роли, приходить к взаимопониманию в разных условиях интеракции и на разных уровнях информации, сохранять в течение взаимодействия внутреннюю автономию, побуждать партнеров к изменению их поведения.

Принято считать первым уровнем проявления коммуникативных способностей - навыки, вторым - умения, третьим - общую направленность поведения и стиль общения. Это не совсем педагогически правомерно, так как навык есть автоматизированное умение, следовательно, на первом уровне должно быть умение, а не навык.

По отношению к умению общаться среди педагогических способностей ведущую роль играют коммуникативные способности. Коммуникативные способности, являясь основным звеном педагогических способностей специалиста социально-культурной сферы, помогают реализации всех других способностей. Профессиональная значимость педагогических способностей также не для всех одинакова. Особое значение они имеют для представителей профессий, действующих в системе «человек-человек», для которых эффективность общения обусловливается коммуникативными способностями специалиста.

Коммуникативная компетентность человека традиционно трактуется как способность к регулированию отношений между людьми в процессе совместной деятельности.

Одна сторона коммуникативной способности выражается в целесообразности и точности определения уровней общения, а другая - в мере сохранения внутренней автономности, в умении вести себя естественно, свободно, выразительно, со стабильным уровнем идентичности.

Умение общаться, можно определить, как умение педагогически и психологически правильно действовать при различных социальных контактах, дистанциях, ролевой согласованности, уровнях вежливости, гибкостью мышления, передачей чувств и поведения. Отсутствие спонтанности делает человека неловким и некоммуникабельным.

Исходными предпосылками коммуникативной способности, в соответствии с вышесказанным, можно считать две находящиеся в диалогической зависимости способности: способность к сохранению внутренней спонтанности и способность к регулированию поведения.

Коммуникативные способности, как часть способностей педагогических, являются результатом освоения принятых в данной культурной среде способов общения и условием их реализации, т.е. личностной формой культуры общения как общественного явления. Они включают в себя свойства личности, т.е. обладают конкретным психологическим содержанием, являются психологической реальностью, они могут быть изучены и могут подлежать развитию и формированию. Коммуникация - сфера приложения развитых коммуникативных способностей, ассоциируется, прежде всего, с разговором между двумя или несколькими лицами. Эта ассоциация справедлива, ведь разговор (диалог) является типичной формой коммуникации.

Под коммуникацией понимается особая форма социального взаимодействия между людьми, социального общения.

Особенность этой формы социальной связи в сравнении с другими формами общественных отношений, состоит в том, что она касается духовного обмена, который осуществляется между материальными носителями как знаковое и символическое общение (сигналы) и составляет содержание чувственного воспринимаемого, «телесного» субъективно значимого отношения между людьми.

Эти характеристики не применимы по отношению ко многим другим формам общественных отношений (как например, с обменом предметами труда и деятельности, средствами оплаты, товарами или, соответственно, общностью жизненных условий, вызванных объективными отношениями), даже тогда, когда они связаны с коммуникациями.

Коммуникация, поэтому, нечто «большее», чем обмен информацией (последний характеризует ее внешнее протекание) и чем специфическая деятельность (речь, чтение, слушание, видение, также в смысле смотрение на экран). По содержанию коммуникация представляет собой идеальное «соединение» людей с общественными процессами различных масштабов. Она позволяет им осуществлять осознанное действие, духовное включение в общественные процессы. Таким образом, коммуникация означает связь, взаимозависимость, взаимодействие.

Межличностная коммуникация характеризуется непосредственным контактом партнеров, находящихся в коммуникации и иногда меняющихся ролями - передатчика (говорящего) и приемника (слушателя) (диалог-взаимодействие). Это осуществляется путем применения человеческого языка (даже в контексте с другими, неязыковыми средствами выражения) и путем включения в различные формы коллективной деятельности. Ее первоначальная функция - это достижение понимания о целях, содержании, формах и т.п. совместной деятельности (кооперация, сопровождающейся корпоративной культурой).

Моделью для понимания межличностной коммуникации считается рабочая группа, общность коллективно производящих людей. Если считать, что в качестве главной функции межличностной коммуникации выступает координация коллективной (групповой) деятельности, то это не в коем случае не исключает того, что имеются и другие функциональные возможности межличностной коммуникации.

Межличностные коммуникации служат составными частями совместной практической деятельности, планирования, предварительной координации и последующей оценки совместной деятельности, оказания услуг (советов и т.п.), передачи знаний, поисков решения (например, научные дискуссии), контроля знаний (все виды экзаменов), убеждения, установления контактов и их поддержания.

Вышесказанное показывает полифункциональность межличностной коммуникации и ее включенность в жизненную практику. Язык всегда был включен в коммуникацию, и в историческом развитии были разные формы «духовного» общения. Можно сказать, что язык является скорее исторической, а не современной, сегодняшней основой коммуникации. Межличностная коммуникация. Как коммуникация от «одного лица к другому», в ХХI в. является только частью общественного коммуникационного процесса. Она опосредует (в смысле «устанавливает связь») совместную деятельность в непосредственной микросреде личности.

Благодаря этому она также сама по себе социально, пространственно и временно ограничена. Это проявляется в настоящее время, когда «развитие общения» людей из-за богатства отношений за счет изменения социально-экономических и политических отношений в мире и в России, что взрывает ее объективное, непосредственное жизненное пространство, одновременно становится ее слабостью. Межличностная коммуникация может сегодня обеспечить потребность в общении людей только совместно с другими формами социальной коммуникации.

Важность коммуникации для работников, занятых в сфере социально-культурной деятельности, достаточно велика, она возникает там, где они должны вступать во взаимоотношения друг с другом и людьми, являясь особой формой общения, присущего библиотечной деятельности.

Таким образом, одна часть педагогических способностей выражается в целесообразности и точности определения уровней общения, а другая - в мере сохранения внутренней автономности - в умении вести себя естественно, свободно, выразительно, со стабильным уровнем идентичности.

Общительность как педагогическую способность и качество личности можно определить, как умение легко и ситуативно действовать при совершенно различных социальных контактах, дистанциях, ролевой согласованности, уровнях вежливости, гибкостью мышления, передачей чувств и поведения. Отсутствие спонтанности делает человека неловким и некоммуникабельным.

Исходными предпосылками педагогических способностей, в соответствии с вышесказанным, можно считать две находящиеся в диалогической зависимости способности: способность к сохранению внутренней спонтанности и способность к регулированию поведения.

Педагогические способности являются результатом освоения принятых в данной культурной среде способов общения и условием их реализации, т.е личностной формой культуры как общественного явления. Они включают в себя свойства личности, т.е. обладают конкретным психолого-педагогическим содержанием, являются реальностью, т.е. они могут быть изучены и могут подлежать развитию и формированию. Педагогические способности специалиста библиотечной деятельности проявляются, прежде всего, в профессиональной деятельности с людьми разного возраста, но особенно с молодежью.

Педагогическая компетентность характеризует уровень непосредственного контакта субъектов общения и иногда меняющихся ролями - информатора и реципиента (слушателя) (диалог-взаимодействие). Ее первоначальная функция - это достижение понимания о целях, содержании, формах и т.п. совместной педагогической деятельности. Педагогическая компетентность способствует совместной практической педагогической деятельности, планирования, предварительной координации и последующей оценки совместных действий, советов и т.д., а также передачи знаний, поисков решения педагогических задач, контроля знаний.

В структуре педагогических способностей важное место занимают организаторские способности. Они предполагают: способность регулировать межличностные отношения в микро-коллективе, способность социализироваться, содержание деятельности. Они тесно связаны с личностными предпосылками коммуникативного потенциала.

Основным компонентом организаторских и коммуникативных способностей как способностей педагогических является общительность в самых разных ее проявлениях. Общительность у специалистов социально-культурной деятельности является профессионально-личностным качеством. Это качество может обеспечить им продуктивность общения, так как оказывает влияние на отсутствие или наличие устойчивой потребности в систематическом общении с людьми, наличие способностей к осуществлению педагогической коммуникации, наличие педагогических навыков и умений.

Особо следует остановиться на педагогических умениях специалиста библиотечной деятельности как организатора и коммуникатора. Развитие педагогических умений предполагает усвоение стандартных навыков, автоматизацию их применения, развитие импровизации в их применении и стадию переноса умений из одной ситуации в другую, умение общаться и др.

Вышесказанное показывает полифункциональность педагогических способностей и их включенность в педагогическую практику. Они опосредуют совместную деятельность преподавателя и студента, специалиста библиотечной деятельности и читателей, с которыми ему приходится работать в непосредственной микро- и макросреде.

Педагогические способности, являясь личностной принадлежностью, становятся социально, пространственно и временно значимыми. Это проявляется в настоящее время, когда материальный и духовный мир людей из-за богатства отношений за счет изменения социально-экономических и политических отношений в мире и в России изменяется сам и изменяет объективное, непосредственное жизненное пространство. Педагогические способности сегодня помогают обеспечить потребность специалиста в воспитании, обучении и развитии людей. Важность развития их для выпускников вузов культуры, занятых в сфере библиотечной деятельности, достаточно велика, она возникает там, где они должны вступать во взаимоотношения друг с другом и людьми, в том числе и в библиотеке.

Hosted by uCoz