Соболева А.А.

РОССИЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Возрастание интереса к познанию родного края, изучению его истории, науки, культуры и искусства является закономерным. Данная статья ориентирована на выявление и анализ документальных потоков, результатов научно-исследовательской работы студентов, посвящена 225-летию со дня основания г. Моршанска и 70-летию Муниципального гуманитарного колледжа. Моршанск - третий по населению (50,2 тыс. чел.), экономическому, промышленному, сельскохозяйственному, образовательному, социально-культурному значению город Тамбовской области. Он основан по Указу императрицы Екатерины II 16 сентября 1779 г. как уездный город Тамбовского наместничества (с 1796 - губернии). В 1990 г. Моршанск получил статус исторического города, центральная часть которого имеет историко-архитектурный комплекс.

Моршанцы гордятся Историко-художественным музеем. Он был открыт в 1918 г. как Моршанский историко-археологический музей по инициативе археолога, краеведа, художника-коллекционера П.П.Иванова на основе собранной им коллекции из 2273 предметов. Статус историко-художественного - музей получил в октябре 1993 г. как один из крупнейших районных музеев России. Ведущее место среди учреждений культуры принадлежит Моршанской ЦБС, основанной в 1979 г.; среди образовательных - Моршанскому муниципальному гуманитарному колледжу, основанному 1 ноября 1995 г. на базе библиотечного техникума, созданного в 1934 г. Его выпускниками были поэт И. Шамов (1937), краевед В.А. Кученкова (1988), автор работ, посвященных русской усадебной культуре и др. За 70 лет он превратился в современное многопрофильное учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов гуманитарного профиля по специальностям «Библиотековедение», «Правоведение», «Социальная педагогика», «ДОУ и архивоведение».

Значительное влияние на развитие культуры края оказал русский скульптор ХVIII в. Е.А. Лансере (1848-1886), создав около 400 произведений, представленных в различных музеях страны. Особой страницей в истории культурной жизни Моршанского края стало пребывание выдающихся русских писателей Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, художников И.И. Шишкина и В.Д.Поленова, а также актера, мемуариста В.А.Гиляровского. Часто бывал в родовом имении с. Каменка Моршанского уезда ученый-естествоиспытатель, философ, общественный деятель В.И.Вернадский. Владелец имения Вернадовка Моршанского уезда, он в 1891 г. вместе с Л.Н.Толстым организовал общественную помощь голодающим, как гласный Моршанского уездного земства содействовал развитию образования и агропросвещения.

Моршанская земля - родина литературоведа, книговеда И.Н.Розанова(1874-1959), автора уникальной библиотеки русской поэзии ХVIII-ХХ вв. Уроженцами Моршанского края были также доктор географических наук, автор 12 работ по гидрологии К.П. Воскресенский; доктор филологических наук И.С. Нарский; астроном, гравиметрист, директор Пулковской обсерватории А.А. Михайлов; ученый, изобретатель М.П. Прокунин; ученый-востоковед, регент Никольской церкви г. Моршанска И.А. Дьяков; заслуженный мастер спорта В.М. Бобров и др. Более двадцати уроженцев Моршанского края за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны, были удостоены высшей степени отличия - звания Героя Советского Союза. Полными кавалерами ордена Славы I степени стали сержант Н.Н. Железников, старшина Н.Ф. Кужелев. Моршанцы свято хранят память Героя Советского союза Н.А. Кузнецова, погибшего в Афганистане в 1985 г. Моршанская земля питала творчество поэта В.П. Березина (1839-1897); прозаика и драматурга Е.Д. Люфанова, автора романов «Набат», «Великое сидение», «Мятежная юность». В 1995 г. в Моршанске впервые создано литературное объединение местных самодеятельных поэтов «Истоки», возглавляемое С.Г. Обручевым. Более 30 лет возглавлял Моршанскую художественную школу поэт и художник А.А. Тюрин (1930-1992), автор более 16 графических, пейзажных и портретных произведений. В послевоенный период в ряды моршанских художников вошли мастера - участники художественных выставок, чьи работы заняли видное место в российском изобразительном искусстве. Образы солдат, героически защищавших свою родину в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., раскрываются в картине Ф.Ф. Петрова «Навеки в памяти народной»(1950), «Безымянная высота» (1952); В.Т. Харламова «Тишина» (1959) и В.Н. Ширшова «За родную землю» (1970), «В огне сражений» (1982). Любовью к родной земле и живущим на ней людям проникнуты картины В.Г. Карасева, автора 200 работ. Его картина обобщающего характера «Земля Моршанская» (1981), лирические пейзажи принесли художнику известность. Более 150 произведений лирико-эмоционального плана создал художник-пейзажист В.Г. Харламов. Вершиной творчества Е.Я. Шичагина стали пейзажи, раскрывающие тайную жизнь природы края. Более 60 портретов земляков разных профессий создал художник В.П. Мархотин; более 200 натюрмортов - В.В. Булатов. Особое место в изобразительном искусстве занимает графика В.Н. Ширшова и гравюры А.М. Чекалина, напоминающие зрителю о знакомых местах, любимых и родных. Творчество моршанских художников, развивавших традиции изобразительного искусства, их произведения неоднократно экспонировались на многих зональных, областных, городских выставках.

Богатое историко-культурное развитие Моршанского края побуждает ученых краеведов, музееведов, студентов изучать различные аспекты края, жизнь и творчество замечательных деятелей науки, культуры и искусства. На протяжении ряда лет под руководством профессорско-преподавательского коллектива кафедры библиотечно-информационной деятельности Академии искусств, сервиса и рекламы ТГУ им. Г.Р. Державина в соответствии с ее спецификой, планами НИРС было защищено 20 дипломных работ, посвященных исследованию широкого спектра тем, проблем деятельности ЦБС г. Моршанска и Моршанского района. В качестве баз исследования были определены: ЦБС г. Моршанска и Моршанского района, библиотеки муниципальных образовательных учреждений, а так же детский сад № 8 «Светофор».

В целях совершенствования системы научно-вспомогательной библиографии литературно-художественного комплекса как базы обеспечения специалистов отрасли, заполнения в ней лакун в рамках научно-исследовательской работы студенты решали проблему методики библиографирования документов. Они впервые составили два полиперсональных указателя с отражением в них произведений 12 писателей и 10 художников Моршанского края и литературы о них (более 3 тыс. источников с глубиной ретроспекции в 70 лет (1930-2000)). В процессе составления библиографических пособий у студентов формировались профессиональные качества специалиста-библиографа.

Анализ дипломных работ показал, студенты, опираясь на архивные материалы по библиотечному делу, хранящиеся в Государственном архиве Тамбовской области, Архивном отделе Администрации г. Моршанска, труды отечественных ученых в области краеведения, библиотековедения, библиографоведения, краеведения, используя совокупность методов исследования, научно обосновали актуальность выбора темы исследования, четко сформулировали цель, задачи, защищаемые положения, разработали как теоретические, так и методические библиотечно-библиографические рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности Моршанской ЦБС, апробированные на базах исследования, о чем свидетельствуют акты внедрения.

В целях совершенствования деятельности библиотек Моршанска и Моршанского района были изучены: их история, современное состояние и перспективы развития краеведческой деятельности библиотек, опыт справочно-библиографической работы, степень обеспечения библиографической информацией специалистов в области искусства и литературы, роль и место книги и чтения в досуге детей 7-9 лет, подростков и юношества, их круг чтения, читательский интерес к произведениям различных авторов. Выявлены эффективные формы и методы работы библиотек по совершенствованию обслуживания приоритетных групп пользователей - специалистов сельского хозяйства, родителей, детей и юношества, формированию художественных интересов учащихся Моршанского гуманитарного колледжа, информационной культуры школьников и педагогов, определен их уровень.

Исследования показали, что Центральная городская библиотека Моршанской ЦБС, ее филиалы по основным направлениям деятельности накопили большой опыт библиотечной работы. Особое внимание они уделяют истории родного края, людям, принесшим славу своей земле; формам и методам краеведческого библиотечно-библиографического обслуживания пользователей по различным отраслям знания, с использованием традиционных и инновационных наглядных, устных комплексных форм и методов, известных в библиотечно- библиографической деятельности.

К сожалению, результаты НИРС свидетельствуют о том, что в г. Моршанске практически отсутствует система краеведческого взаимодействия библиотек, архивов и музеев, в фондах филиалов библиотек нет многих справочных изданий краеведческого характера. В процессе изучения места книги и чтения в досуге детей 7-9-лет выяснилось, что в настоящее время только 28% детей среди многих досуговых занятий выбрали чтение, 50% - компьютерные игры. Выявлены низкий уровень знаний детей о зарубежной литературной сказке ХХ в., например, о творчестве итальянского писателя Дж. Родари; невысокая читательская активность по отношению к чтению малых жанров фольклора, что говорит о падении престижа чтения и недостаточном влиянии библиотеки на организацию досуга детей. Назрела необходимость создания универсального научно-вспомогательного библиографического указателя «Земля Моршанская». Приоритетным направлением деятельности любого вуза должны стать личностно-ориентированный подход, интеллектуальный контакт научного руководителя со студентами.

Эффективность НИРС во многом зависит от совершенствования форм и критериев системного подхода к ее организации с учетом специфики кафедры; актуальности и расширения тематики заказов; создания и использования информационной среды, информационных ресурсов, их доступности, независимо от местонахождения, степени их дефицита; обеспечения научно-исследовательского процесса информацией путем ведения электронного каталога, сбора, обработки, накопления и хранения информации в библиотеках и предоставления студентам-дипломникам доступа к Интернет; взаимодействия, сотрудничества кафедры, научно-исследовательской лаборатории «Информационные ресурсы краеведения» с различными информационными, образовательными и социокультурными учреждениями и организациями; активизации участия студентов в научно-практических конференциях, конкурсах научных работ различных уровней.

Hosted by uCoz