Синицин И.В.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КАК БАЗА ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ УМО

На современном этапе развития отечественной высшей школы все более возрастающее значение приобретает деятельность учебно-методических объединений (УМО). Они выступают основными организационными, координационными и методическими центрами, осуществляющими многоаспектную и чрезвычайно сложную работу по реализации новых парадигм общественного развития в образовательном процессе

Эффективность деятельности УМО изначально определяется четким выявлением цели данной деятельности, ее основных задач, средств и методов решения этих задач. Практически все указанные составляющие в настоящее время являются предметом дискуссий, поэтому в зависимости от понимания содержания, прежде всего, цели и задачи деятельности, могут быть построены несколько концептуальных моделей, которые различаются по степени эффективности (малой, средней, большой, положительной, отрицательной), виду эффективности (краткосрочной, среднесрочной, долгосрочной, отсроченной, одно или многоаспектной и др.) совокупности методов, масштабу и разнообразию средств, применяемых для решения поставленных задач.

Реальная модель деятельности УМО неизбежно будет отличаться от идеальной научно целесообразной концептуальной модели, так как с момента создания учебно-методических объединений (1994) сформировались устойчивые направления деятельности, подкрепленные значительными организационными, материально-техническими и кадровыми ресурсами. В настоящее время можно выделить следующие основные направления деятельности УМО:

Важнейшее значение имеют три первых направления деятельности УМО. Они настолько тесно связаны между собой, что их разделение на настоящем этапе развития УМО можно провести условно. Ведущее место в оптимизации учебного процесса принадлежит разработке и внедрению образовательных стандартов нового поколения. Эта работа наглядно проявила недостаточность содержательного и организационного наполнения двух других направлений деятельности УМО. В частности, многие вузы попытались самостоятельно решать возникающие проблемы, значительно отходя от общей программы реализации новых стандартов, разработанной на заседаниях УМО; выявились значительные трудности в создании единого банка данных по учебно-методическому обеспечению подготовки библиотечно-информационных специалистов; значительная часть региональных вузов не была вовлечена в корпоративную работу над новыми образовательными стандартами.

Активное вхождение России в «Болонский процесс» предопределяет усилие значимости четвертого направления. Попытки формального перенесения международной системы высшего образования «бакалавр-магистр» в отечественную высшую школу неправомерны методологически, они разрушают исторически сложившуюся российскую систему образования, общий уровень качества которой не уступает ни одной стране мира. Выход может быть найден в модульном построении стандартов, учебных планов и программ в системе «бакалавр - магистр».

Система связей «ССУЗ - ВУЗ» стала активно формироваться в конце 80-х гг. Между вузами культуры и профильными средними специальными учебными заведениями были заключены договоры, на основании которых выпускники вузов принимались для обучения в вузы на сокращенный срок по специально разработанным учебным планам. Наряду с положительными явлениями в системе выявились серьезные недостатки, связанные со слабой разработанностью образовательных стандартов среднего специального образования, их значительным дублированием стандартов высшего образования.

Последнее направление деятельности УМО - внедрение современных образовательных технологий до настоящего времени еще не получило достаточного развития в связи с недостаточной проработкой других направлений деятельности УМО.

Hosted by uCoz