Резонова В.М.

ПОДГОТОВКА РЕКЛАМНОГО МЕНЕДЖЕРА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная жизнь неразрывно связана с информационными и коммуникационными процессами в обществе, которые позволяют говорить о наступлении новой эпохи в истории человечества - информационной цивилизации. Современный мир - информационен. А потому важно осмысление этих процессов на уровне не только обыденного сознания, но и научного. К тому же эра массмедиа и электронной информации радикально меняет как среду обитания человека, так и его самого. Новые средства массовой информации, в том числе и реклама, стирают грани пространства и времени, устраняют все национальные границы, связывая в единую цепь самые отдаленные уголки.

Способность к быстрому охвату самых широких аудиторий, владение технологическим подходом проектирования превращают рекламу в важный фактор, трансформирующий всю систему производства, в том числе духовного. В силу этого реклама становится средством трансляции культурной информации, выполняя при этом проективную роль в освоении личностью ценностей культуры в культурном обмене и в её конкретных общественных типовых проявлениях реклама сама становится проектом. Таким образом, реклама проектирует информацию, а опосредованно - человека и общество. Реклама сегодня обозначает цивилизованность и культуру, способность населения быть обществом, а не толпой. И в этом втором значении восстанавливается генетически исходное понимание рекламы как процесса культивирования.

Общая динамичная тенденция преображения нашей жизни и культурной среды обитания очень существенна. Этот процесс обновления требует пересмотра стратегии в подготовке специалистов культуры, которые должны участвовать в формировании высококультурной среды обитания.

Использование в подготовке специалистов новейшей компьютерной техники, компьютерных знаний и технологий сегодня крайне необходимо. Процесс перехода от традиционных форм и методов формирования культурной среды к новейшим не всегда проходит быстро и радикально: мало специалистов владеющих компьютером и мыслящих современными категориями проектной деятельности, отсутствует целостная концепция развития и формирования информационных технологий в области культуры, не хватает современного технического оборудования. Поэтому включение в учебный процесс кафедры библиотечно-информационных ресурсов МГУ им. Н.П. Огарёва курса ''Реклама библиотечного дела'' было чрезвычайно своевременным. Целью курса является изучение генезиса рекламы, а также социально-культурных, социально-экономических и социально-психологических аспектов теории и технологии рекламной деятельности вообще и библиотечной в частности. В такой логике изложения рассматривается культурогенез рекламы, дается многоаспектное представление о сущности, природе, характере, особенностях рекламы; её видах, формах, носителях и средствах создания и распространения и собственно технологических сторонах рекламной деятельности библиотек.

К числу наиболее важных задач изучения курса можно отнести следующие: ознакомление с основными закономерностями возникновения и развития рекламной деятельности; ретроспективный анализ становления и развития рекламной деятельности; выявление тенденций в развитии современной науки о рекламе; изучение важнейших технологических приёмов и способов осуществления рекламной деятельности в современной социокультурной и социоэкономической ситуации.

Изучение лекционного материала курса и выполнение практических и семинарских занятий в объеме отводимых учебным планом часов, дает возможность студентам: получить системное представление, как сравнительно недорого провести рекламную кампанию, подготовить и издать проспект или листовки о библиотеке, найти пути сотрудничества с рекламными агентствами, средствами массовой информации - газетами, журналами, теле и радиопрограммами, устроить выставку и презентацию, создать свой неповторимый фирменный стиль; оценить рекламу, используя художественно-выразительные средства в качестве инструментария, с помощью определенной системы критериев - содержательных и формальных; научиться пользоваться методом оценки рекламы на практике, т.е. приобрести умения четко формулировать задания, контролировать исполнение и профессионально оценивать результат.

В настоящее время от специалиста рекламного дела требуется глубокое и профессиональное знание всего многообразия средств рекламы, технологии их использования, степень психологического воздействия рекламных средств на людей, эффективность их применения в зависимости от конкретных условий деятельности и объекта рекламирования.

В рекламной деятельности огромную роль играет знание специалистом рекламы методов и способов психологического, эмоционального и интеллектуального воздействия на людей.

Назначение любого рекламного средства - побудить людей к конкретному действию. Для этого в рекламной деятельности используются различные средства и приёмы психологического воздействия на аудиторию. Таковы приёмы внушения, убеждения, говорящие о достоинствах рекламируемого объекта. При этом специалисты рекламы опираются на знание психологии, включающее в частности знания о психологическом и эмоциональном воздействии на человека соотношений оттенков, форматов, периодичности появления объявления т.п. Всё это является предметом изучения курса ''Реклама библиотечного дела''.

Методологический арсенал курса ''Реклама библиотечного дела'' включает как общенаучные, так и специальные методы познания (исследования).

Одним из основных методов познания является метод диалектического материализма, предполагающий изучение, исследование понятий от простейших к более сложным. Метод диалектического материализма базируется на историческом развитии явлений и процессов, выделяя тенденцию их непрерывного совершенствования, усложнения, развития.

К общенаучным методам исследования в курсе следует отвести методы наблюдения, эксперимента, сравнения, аналогии и др.

Специальные методы исследования включают анкетные опросы, психологическое тестирование, моделирование рекламных мероприятий.

Структура курса ''Рекламная деятельность библиотек'' предусматривает строгую последовательность и логику изложения тем, включающих основы методологии курса, исторический аспект развития рекламы, теорию маркетинговых коммуникаций, правовое регулирование рекламной деятельности, классификацию и характеристику современных рекламных средств, эффективность рекламной деятельности.

Результатом освоения учебного курса должна стать подготовка специалиста, способного профессионально решать практические и научно-теоретические задачи в рамках своей компетенции.

Функциональность рекламы в современном обществе может определяться по нескольким направлениям, а именно: она должна обеспечить социализацию и витальность человека в условиях сложной, изменчивой, неустойчивой среды; адаптировать к новым социальным ролям и ценностям.

Hosted by uCoz