Пронина Л.А., Копытова Н.Е.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

В настоящее время реально существующая информационная среда представляет собой сложное многоаспектное образование. Ее глобализация происходит на основе развития сетей связи, телевидения и информационно-телекоммуникационных компьютерных сетей. В связи с этим создается принципиально новая высокоавтоматизированная информационная среда, максимально насыщенная информационно, доступная разным категориям пользователей. Современная информационно-образовательная среда представляет собой программно-телекоммуникационную среду, обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу учебных заведений, независимо от их профессиональной специализации и уровня образования.

Большое значение для развития информационной среды имеют информационные ресурсы, состояние которых представляет особый интерес на региональном уровне. Они, являясь составной частью интеллектуальной среды территории, выступают в качестве системообразующего фактора ее развития. Основа системы информационных ресурсов в области образования - это ресурсы, накопленные библиотеками образовательных учреждений и библиотечными учреждениями региона. В настоящее время происходит развитие структуры информационных ресурсов: создание системы региональных центров информации, региональных центров новых информационных технологий (НИТ), краевых, республиканских, областных, городских центров НИТ и специализированных центров НИТ во главе с Центром информатизации Минобразования России; создание Федеральной университетской сети RUNNet.

Организационным ядром информационной среды образования России является Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций - ГосНИИ ИТТ "Информика", созданный для обеспечения развития информационных технологий в сферах образования и науки России (www.informika.ru).

Одним из крупных проектов информатизации образования в России является создание Федеральной университетской компьютерной сети RUNNet. В стране создаются и используются и другие сети, но все они строятся как части единой информационной среды, объединяющей информационные ресурсы различных учреждений образования. Поиск экономически приемлемого варианта создания информационной среды показал, что наиболее эффективными является выделение части информационного ресурса какой-либо большой сети на образовательные нужды и создание на этой основе виртуальной сети системы образования.

Современная ситуация позволяет сделать следующий вывод: если ранее мы говорили об информационно-методическом обеспечении учебного процесса, то в настоящее время актуальным является создание и развитие информационной среды обучения. Но создать такую среду еще не значит повысить качество образования. Решение данной проблемы возможно только в случае эффективного использования всех возможностей среды всеми субъектами образовательного процесса. В качестве главного условия выступает повышение уровня информационной культуры всех членов общества.

Высокоавтоматизированная информационно-образовательная среда дает глобальное решение проблемы доступа к знанию в любое время и в любом месте. Такая среда требует от педагога личной информационной грамотности, информационной компетентности, информационной культуры. Мы имеем дело с иной средой обучения. Ее подвижность, гибкость, изменчивость требуют адекватного информационного поведения педагога. Роль и значение информационной среды в процессе обучения увеличивается. Поэтому педагоги должны принимать квалифицированное участие в ее создании и квалифицированно использовать ее возможности. В связи с этим актуализируется значение информационной грамотности, информационной компетентности, информационной культуры педагога.

Анализ функциональных обязанностей преподавателя показывает, что он должен обладать способностями организатора, оратора, аналитика, психолога, владеть литературной устной и письменной речью, быть высококомпетентным в своей области и эрудитом в других областях знаний. Фактически только педагог имеет такую разноплановую профессиональную деятельность, успешность которой зависит от его профессионально-педагогической культуры. Совместные действия информационной системы и педагога, как ее пользователя, позволяют оптимизировать состав информационных ресурсов, сформировать необходимое информационное поле, поднять уровень информационной культуры каждого участника информационного процесса.

Информационные потребности педагогов можно классифицировать на три группы: общие, обусловленные спецификой отрасли, тенденциями ее развития; специфические в пределах отрасли, возникающие в зависимости от особенностей характера труда; потребности, связанные с характером, тематикой и особенностями выполняемой специалистом работы. Исследования информационных потребностей позволяют создать портрет педагога - пользователя региональной информационной системы. Общим является специальная направленность их информационных потребностей, сочетающаяся с потребностью в межотраслевой информации. Информационные потребности педагогов отличаются комплексностью, проявляющейся в использовании самой различной информации, что подтверждает необходимость создания и использования универсальных информационных ресурсов и справочно-поисковых аппаратов, а в итоге - универсальной информационной среды. При этом создаваемые информационные ресурсы должны решать следующие задачи: обеспечение непрерывности процессов предметной деятельности; расширение сферы использования документов; повышение культуры пользователей; повышение комфортности обслуживания.

Информационные потребности данной категории пользователей весьма специфичны. Одним из таких показателей является феномен тематического рассеивания информации, обращение к отраслям, важность которых непредсказуема. Происходит своеобразное "размытие" тематических границ информационных потребностей педагогов, выход на широкую социокультурную и гуманитарную проблематику.

Для педагогической деятельности характерно, что потребность в информации выступает в двух аспектах: потребность в использовании информации из внешней среды; потребность в изменении внешней среды в соответствии со своими представлениями, требованиями, особенностями организации.

Исходя из сложившегося положения, можно утверждать, что педагог должен активно взаимодействовать с различными сегментами информационного рынка продуктов и услуг.

Hosted by uCoz