Паршукова Г.Б.

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ БИБЛИОТЕКАРЕЙ КАК ФАКТОР БОРЬБЫ С "ЦИФРОВЫМ НЕРАВЕНСТВОМ"

Многие эксперты в области информационных технологий считают, очевидным факт "информационного неравенства", которое обозначает различие (неравенство) в доступе к информации, к накопленным в обществе знаниям и которое на данном этапе развития мирового общества модифицируется в "цифровое неравенство".

Задача решения проблем "цифрового неравенства", сформулирована в "Хартии глобального информационного общества" и на Ассамблее ООН, названной "Ассамблеей тысячелетия", и связана с доступностью компьютерных технологий для населения. В решении этой задачи большая роль отводится региональным библиотекам.

В этом смысле актуальность вопроса об ускоренном развитии в России телекоммуникационных и вычислительных ресурсов становится совершенно очевидной.

В 2001 г. на 150 млн. населения России всего 7 млн. компьютеров, половина из которых давно устарела и морально, и физически. Лишь 5% жителей России имеют персональный компьютер у себя дома. По индексу технологического прогресса - телевизор, факс, ПК, мобильный телефон и доступ Интернет в семье - Россия занимает 53-е место в мире.

По данным экспертов Всемирного банка (2001 г.), по оснащенности компьютерами наша страна с 37,4 ПК на 1000 чел. населения находится только на 22 месте среди наиболее конкурентоспособных стран мира и на 13 месте по числу пользователей Интернет на тысячу человек.

По данным 2002 г. Департамента правительственной информации, Россия занимает 15-ое место по числу пользователей сети Интернет в мире. Российская аудитория всемирной компьютерной сети с 1998 по 2001 г. увеличилась в 5 раз. Всего в 2002 г. в России насчитывалось 8 млн. пользователей Интернет, 4,3 млн. из которых - постоянные.

Цифровое неравенство - это не только доступ населения к компьютерным, в том числе и информационно-коммуникационным технологиям, но и возможность их использования, функциональная компьютерная грамотность. Через Северный Компьютерный Союз (NDU) и Европейский Компьютерный Союз (CEPIS) идея подтверждения компетентности в сфере информационных технологий (IT) для применения на работе, закрепилась как главная мера по повышению общего уровня пользования компьютерами в информационном сообществе. Европейский Союз активно внедряет систему международной сертификации: разработаны специальные тесты для проверки знаний и сертификации в области компьютерных компетенций граждан европейских стран.

Задача сертификации ECDL - обеспечить международный стандарт оценки навыков работы с персональным компьютером. Теперь ECDL существует в России и осуществляет обучение и тестирование в авторизованных центрах. Пока авторизованных центров не так уж много - на 1,5 млн жителей Новосибирска всего один - Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ).

В этой связи предлагается библиотекам, обладающим достаточным компьютерным парком и квалифицированным персоналом войти в систему сертификации и начать подготовку населения своих регионов и тестирование пользователей. Именно региональные библиотеки могут обеспечить сравнительно легкий доступ к компьютерным (в том числе и сетевым) технологиям населения и обеспечить массовое обучение компьютерным технологиям населения своих регионов.

Для этого библиотекам необходимо включиться в систему международной сертификации и обеспечить подготовку преподавателей и тестирующего персонала (из числа библиотечных специалистов), а затем приступать к обучению и сертификации населения своих регионов.

Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в библиотечную деятельность привело к их массовому использованию в профессиональной деятельности. Между тем такое массовое использование не привело к массовому эффективному использованию ИКТ библиотекарями. Одной из причин этого является то, что программы подготовки и повышения квалификации в области ИКТ, реализуемые специальными (небиблиотечными) образовательными центрами, рассчитаны на две категории слушателей - начинающих пользователей ПК и специалистов в области ИКТ.

Необходимость программ для начинающих очевидна, поскольку в использование ИКТ вовлекается все более широкие круги специалистов, которые раньше не имели опыта использования компьютеров в профессиональной деятельности. Тем не менее обучение начинающих пользователей-библиотекарей в таких образовательных центрах не всегда приводит к желаемому результату. Среди причин недостаточно успешного обучения можно назвать следующие: большое число навыков, которые не могут быть прочно освоены в сжатые сроки традиционного курсового обучения; обобщенная и в тоже время насыщенная курсовая подготовка не позволяет в короткий срок получить системные знания.

Как правило, знания и умения начинающих пользователей отличаются фрагментарностью, наивностью представлений и использованием неэффективных приемов работы. Отсутствие специальных программ для следующего уровня подготовки усугубляет такое положение. Этим обусловлена необходимость разработки принципиально иного подхода к подготовке библиотекарей-пользователей ИКТ.

Такая модель разработана и реализуется в Сибирском региональном библиотечном центре непрерывного образования при ГПНТБ СО РАН. Основными задачами нового подхода стали отбор содержания, адекватного профессиональным потребностям пользователей-библиотекарей и гибкая организация учебного процесса.

При отборе содержания обучения должно произойти совмещение модели некомпьютерной профессиональной деятельности с возможностями компьютерных технологий. При этом библиотекарь должен осознать вероятное взаимовлияние профессиональных и ИКТ-навыков и соотнести компьютерные технологии и собственные профессиональные задачи, исходя из личных возможностей и умений. Особое значение в программе обучения придается необходимости обучения целевому использованию того или иного оборудования и программного обеспечения. Библиотекарь должен четко понимать, какие аппаратные средства и какие программные средства (класс, тип) должны быть им освоены для эффективной профессиональной деятельности.

В 2003 г. автором подготовлены новые учебные пособия, на базе которых разработаны программы обучающих семинаров.

Программы обучающих семинаров реализуются на курсах компьютерной грамотности для библиотекарей Новосибирска в ГПНТБ СО РАН и в других обучающих программах, требующих владения компьютерными инструментами на высоком пользовательском уровне.

Задача "цифрового неравенства" не может быть решена библиотеками, пока сотрудники библиотек не в полной мере реализовали свои желания в области информационных технологий - не имеют компьютера на рабочем месте, не могут позволить себе его купить в личное пользование и не внедрили компьютерные инструменты в свою непосредственную профессиональную деятельность.

В случае успешного преодоления "цифрового барьера" самими библиотекарями можно надеяться на то, что региональные библиотеки включатся в решение проблемы "цифрового неравенства" населения России.

http://uprav.ru/ повышение квалификации риск менеджмент. Курс управление рисками.
Hosted by uCoz