Моторненко Э.Д.

ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОДГОТОВКИ КОМПЕТЕНТНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Немало исследований посвящено изучению влияния информатизации на различные сферы нашей жизни, в частности, на образование. В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как "компетенция". Все чаще и чаще используется этот термин. Но не смотря на возрастающую популярность, все еще нет общепринятого определения.

В переводе на русский язык с латинского и французского "компетенция" буквально означает "добиваюсь", "подхожу", "соответствую". В Большом словаре иностранных слов это слово определяется как "знания, осведомленность в какой-либо области". В словаре Ожегова "компетенция" обозначена как "круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен". Биологическое и юридическое значения этого слова рассматривать не будем.

При анализе понятия компетенции возникает несколько вопросов: какова точка отсчета, относительно которой можно было бы оценивать различные подходы в определении и использовании термина компетенция? почему так трудно четко сформулировать определение этого понятия, и какое определение является наиболее приемлемым? Что в действительности представляет собой компетенция? Каковы уровни компетенции?

Трудность определения компетенции состоит в том, что это понятие является символическим образом, его нельзя соотнести с реальным объектом в отличие от аналогового образа (например, "камень"). Символьный образ можно определить лишь на интуитивном уровне.

В образовании всегда остро стоял вопрос: как учить так, чтобы специалист был компетентным? Какие подходы выбирать при определении компетенции? В процессе исследования понятия "компетенция" ученые использовали много подходов: и с позиций объективизма, и с позиций конструктивизма, подход, определяющий границы понятия и т.д. Среди множества компетентностных подходов выделяются два - в бизнесе и в образовании. С точки зрения профессионализма "компетенция" - это единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать и навыков поведения индивида, определяемых целью, заданностью ситуации и должностью.

Велико разнообразие видов компетенций. Виды компетенций различного плана определены многими учеными. Актуально сегодня понятие ИКТ-компетенции. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) являются неотъемлемой частью современной действительности. Всемирная компьютерная сеть, глобализация информационно-образовательного пространства, использование телевизионных, спутниковых технологий коренным образом изменили технологии обучения.

Реалии сегодняшнего дня требуют практически от всех участников образовательного процесса для получения на выходе полноценного, конкурентноспособного, компетентного специалиста уникального объединения знаний, навыков и опыта работы, выраженных в технологии решения поставленных задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий (т.е. ИКТ-компетенции).

Немалую роль в формировании ИКТ-компетенции играют вузовские библиотеки. Необходимо вырабатывать как у будущих, так и у состоявшихся специалистов умение применять информационные технологии для наиболее рационального распределения времени и сил во время как образовательного, так и творческого процесса. И вузовская библиотека здесь выступает как "элемент информационной инфраструктуры, центр информационной индустрии, участник информационного рынка, субъект информационного права и образовательной деятельности, выступая одновременно и как активный создатель этой среды, и как потребитель". Информатизация вузовских библиотек немыслима без информационно-коммуникационных технологий, которые являются не только мощным средством решения различных задач по передаче, хранению и обработке информации, но также и элементом общей культуры современного человека. На современном этапе и любой сотрудник библиотеки, и пользователь должны обладать определенным уровнем ИКТ-компетенции. Таких уровней три: базовый (на данном уровне накапливаются базовые знания, умения и навыки, необходимые для знакомства с компьютерной грамотностью; применение ИКТ на данном уровне минимально (владение общими приемами создания, редактирования, сохранения, копирования и переноса информации в электронном виде, представления информации средствами презентационных технологий, освоение навыков поиска информации в сети Интернет и т.д., выбор способа сетевого взаимодействия (или их комбинации), наиболее соответствующего характеру проблемы и позволяющего выработать пути ее решения наиболее оптимальными способами); технологический (на данном уровне информационно-коммуникационные технологии становятся инструментом в осуществлении прикладной деятельности (оценка потенциала Интернет-ресурсов, степени их интерактивности и информативности с позиций целевой предметной области; анализ программных средств и ресурсов сети глобальной компьютерной сети с учетом основных технологических, экономических, эргономических и технических требований; оценка качества, средств и форм представления в глобальной сети Интернет программно-технологического и информационного обеспечения и др.); практический (профессиональный). На данном уровне целесообразно говорить о создании новых инструментов для осуществления информационной деятельности.

Hosted by uCoz