Акулич В.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА "БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ"

В высших учебных заведениях многих стран многие десятилетия широко используется рейтинговая система. На наш взгляд, она не только позволяет студенту придти к экзамену с определенным багажом знаний умений и навыков выраженных в баллах, но защищает его от лотереи в сессию и стимулирует напряженную работу в семестре. Кроме того, она позволяет студентам выбрать те умения и навыки которые по их мнению приведут их к профессиональному росту.

Исходя из этого, мы решили попробовать рейтинговую систему по курсу "Библиотечно-информационный маркетинг". В сентябре на вводной лекции мы познакомили студентов с рейтинговой системой и принципами ее применения. Рейтинговая система применяется как на факультете информационно-документальных коммуникаций, так и на факультете культурологии и социокультурной деятельности.

Посещение одной лекции 2 балла. Это обусловлено тем что студенты 5 курса привыкли конспектировать и это не вызывает у них ни каких сложностей.

На семинарских занятиях используется 5-балльная система, которая более привычно позволяет оценить знания студентов. Тут учитывается не только оценка, поставленная студенту, но и его дополнения к ответам.

На лабораторных также используется 5-балльная система, которая предполагает оценку успехов студентов в как в индивидуальной, так и в коллективной работе.

В связи с тем, что для контроля знаний по курсу предполагается контрольная работа мы ее разбиваем на несколько частей проверяется усвояемость курса в виде написания контрольных по 10 вопросам. Правильный ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом. За творческие ответы студенты могут получить и 2, и 3 балла.

Для работы над курсом студентам предлагались самые разнообразные формы работы. С одной стороны здесь были и стандартные, достаточно давно используемые в высшем образовании, такие как конспектирование, аннотирование, реферирование материала предложенного преподавателем, так и совершенно новые.

Так, по курсу "Маркетинг и реклама" студенты выбрали с помощью метода проектов создание фирменного стиля школьной библиотеки. В качестве базы для выполнения проекта была выбрана библиотека Минского лингвистического комплекса гимназия-колледж. Студенты были разделены на следующие группы: креаторы, текстовики, создатели фирменного стиля, художники, web-дизайнеры, группа CD-ROM-визитки. У каждой группы была поставлена своя задача, но важным условием проекта была высокая координация и целенаправленность деятельности всех студентов, которая и привела к общему результату.

Автор данной статьи, преподающий в высшей школе более 20 лет, впервые столкнулся со столь заинтересованной в результате командой студентов.

В результате бурных дискуссий, которые проходили не только на лабораторных занятиях, но и за их рамками (студенты собирались еженедельно, даже во время производственной практики) была выработана общая концепция создания рекламной компании.

Ее задача состояла в привлечении читателей, формировании положительного имиджа библиотеки, раскрытии ее библиотечно-информационных услуг. Были разработаны компьютерный, имиджевый, информационный, подкрепляющий, напоминающий и убеждающий виды рекламной продукции для пользователей библиотеки.

Были созданы логотип, слоган, выбраны фирменная цветовая гамма, шрифт. На их основании были оформлены и разработаны содержательная часть компакт-диска о деятельности библиотеки, а также буклет библиотеки, плакат "Дар библиотеке", закладки, читательский билет с фирменной символикой библиотеки, указатель местоположения библиотеки, фирменный бланк, визитка, открытка и приглашения на массовые мероприятия, постер "Режим работы библиотеки" и CD-ROM-визитка.

CD-ROM-визитка содержала:

В мае 2004 года была организована web-страница о библиотеке на tut.by cо ссылкой на сайт школы.

Руководство библиотеки и школы выразило благодарность 408 группе и кафедре информационных технологий в культуре за прекрасную работу.

На ФИДК использование рейтинговой системы было еще более эффективным и разносторонним. С помощью кейс-метода, было проанализировано использование платных услуг в библиотеках.

Группа студентов исследовала современное состояние рынка платных услуг библиотек г. Минска и пришла к выводу что портфель библиотечно-информационных услуг даже у лучших библиотек составляет не более 20.

Благодаря кейс-методу была описана конкретная практическая ситуация, проблема которой требовала решения. Для этого были опрошены работники, занимающимися платными услугами, и были выявлены две важные проблемы.

Первая - библиотекари не умели качественно проводить маркетинговые исследования, что бы вывить потребности пользователей библиотек. А второй - являлось неумение продать библиотечно-информационные услуги.

Студентами совместно с преподавателем было разработано 2 тренинга: обучение методике проведения маркетинговых экспресс- исследований и эффективное продвижение библиотечно-информационных услуг

Почти все студенты пятикурсники, чтобы заработать баллы в рейтинге, написали авторские доклады. В основном это была письменная творческо-аналитическая работа, в которой было изложено личное мнение студента. Учитывая, что это предполагало активную интеллектуальную деятельность, студенты получили от 5 до 30 баллов.

Многие педагоги убеждены, что составление различных контролирующих материалов позволяет обучаемым очень качественно усвоить учебный материал.

Мы предложили студентам создать учебные материалы, предназначенные для самостоятельной работы. В каждой теме были даны основные направления, по которым нужно было составить тесты с пятью вариантами ответов. Все студенты при устном опросе продемонстрировали очень высокий уровень знаний по данной теме.

Удобно для получения правдоподобных дистракторов дать студентам самим написать ответ на вопрос. И преподавателю нет нужды ломать голову, придумывая неправильные ответы.

Создание совместно со студентами дидактических материалов значительно помогает преподавателю не только улучшить преподавание своего курса, но и дать студентам почувствовать себя педагогом. Это мы широко используем и по другим курсам, и ряд наших студентов связавших свою жизнь с педагогикой, говорили о таких моментах как об очень значимых при жизненном выборе.

По курсу "Библиотечно-информационный маркетинг" студенты самостоятельно осуществляли поиск дидактических материалов - изображений различных видов рекламы в Интернете.

Большим успехом у студентов пользовалось создание презентаций. Здесь требовалось не только знание программы PowerPoint но и умение проанализировать материал и подать его в самом выгодном свете. Этот творческий процесс привлекал студентов особенно по курсу "Мультимедиа в детских и школьных библиотеках".

Подведем некоторые итоги. В связи с тем, что в апробации рейтинговой системы принимал участие 5 курс, который представлял уровень требований на факультете - проблем с аудиторной работой не было, за исключением редких случаев, которые были в основном отработаны в основном конспектированием, реферированием, аннотированием. В среднем за аудиторную работу студенты получили от 78 до 114 очков. Причем большая часть студентов от 100 до 110 очков.

Дополнительные баллы были получены студентами за участие в кейс методе, и за разработку тренингов, составление контролирующих и дидактических материалов, написание авторских докладов. Таким образом, ассортимент различных форм и методов обучения был достаточно широк.

Отношение студентов к использованию рейтинговой системы выразилось в следующем: "Если в сентябре мы были напуганы нововведениями, то позже когда разобрались - нам понравилось. Во-первых, интересно самому выбирать то, чем ты будешь заниматься. Во вторых, создание какого-то материала, документа, который нужен не только для сдачи экзамена, но и может быть полезен еще и другим в реальной деятельности, очень стимулирует. В-третьих, лучше поработать в семестре, чем подвергаться лотерее на экзамене. Но самое главное не тебя учат, а ты сам учишься".

По нашим подсчетам, за семестр студенты набрали по баллам: на отлично (148-133очка)=69,5%, на хорошо (132-119 очков)=26,4 %, на удовлетворительно (117-104 очка) = 4.3%. На экзамене были незначительные изменения.

Обычно оценки на экзаменах по "Библиотечно информационному маркетингу" значительно ниже, но учитывая, что в этом году студентами да и самим преподавателем по учебному процессу было сделано намного больше, чем в обычном году, то я считаю этот результат вполне обоснованным.

Теперь несколько слов о романтизме и реальности. Когда преподаватель в сентябре берется опробовать рейтинговую систему, ему кажется, что по курсу, который он читает 20 лет, не может быть особых проблем. Но рейтинговая система освобождает потенциал молодости, которая хочет получить знания. Каждый студент хочет набрать баллов побольше, что бы получить оценку повыше. Но все это преподаватель должен оценить, проверить, помочь, подсказать подсчитать. В учебные поручения, определенные индивидуальным планом, это не входит!

Для иллюстрации, чтобы проверить все авторские доклады, преподавателю пришлось проверить свыше 400 страниц научного текста. Если перевести на контрольные работы по 10 страниц (40 работ х 45 минут = 30 часов.)

Тут мы не знаем, как ограничить нагрузку на преподавателя. Если говорить только о временных затратах преподавателя по методу проектов, либо кейс-методу, то они тоже не сопоставимы с теми часами которые выделяются, кроме аудиторных, на контроль за самостоятельной работой студентов. Но 2 часа на группу это мало!

Возможно, либо давать ограниченное количество заданий, но их будут выполнять в основном лучшие студенты. Либо учебную нагрузку учитывать по факту, но это вряд ли обрадует учебный отдел и бухгалтерию университета. Либо все время выбирать методы работы студентов в команде, где нагрузка на преподавателя все же ниже, чем при индивидуальной проверке заданий.

Естественно, что возникает очень много вопросов юридического плана. Насколько законно использование рейтинговой системы в белорусских вузах? Как быть, если группа или отдельный студент отказывается в ней участвовать? Как быть, если студент болел и не набрал должного количества очков? Как быть, если студент набрал очков на "удовлетворительно", а претендует на "отлично"? Нужен ли ответ экзамене, если студент согласен на оценку по баллам?

В целом нам думается, что рейтинговая система оценки знаний студентов со временем приживется на ФИДК.

Hosted by uCoz