Мазурицкий А.М.

ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В СВЕТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Второй год в нашем вузе осуществляется прием студентов, обучающихся на основе нового образовательного стандарта.

Введение образовательного стандарта нового поколения коренным образом изменило предыдущую систему подготовки специалистов в области библиотечно-информационной деятельности.

Появилось направление подготовки, обозначенное как "библиотечно-информационные ресурсы", предусматривающая три уровня образования : бакалавр информационных ресурсов, специалист и магистр библиотечно-информационных ресурсов.

В настоящее время в вузе осуществляется подготовка по двум образовательным уровням: специалист и магистр.

С 2006 г. все вузы страны переходят на подготовку бакалавров и магистров в связи с вступлением нашей страны в Болонский процесс.

Эта ситуация ставит перед нами много проблем. На наш взгляд, ликвидация подготовки на уровне специалиста приведет к снижению уровня подготовки наших выпускников.

Для большинства студентов обучение будет заканчиваться на уровне бакалавра, так как согласно нормативным документам вуз будет иметь возможность принимать в магистратуру только 30% от плана приема. В настоящее время на первый курс факультета информационных ресурсов принимается около пятидесяти студентов. Математика проста, только пятнадцать человек смогут продолжить свое образование в магистратуре.

Совершенно неясно, где будут трудоустроены наши выпускники. Ничего не известно как Министерство труда планирует пересмотреть номенклатуру должностей для библиотекарей, которая бы учитывала уровень подготовки бакалавра и магистра.

А вместе с тем эти предложения уже должны быть обнародованы для обсуждения в вузовской и профессиональной библиотечной среде.

Совершенно непонятная ситуация складывается с системой средних учебных заведений. В настоящее время в училищах, техникумах студенты имеют возможность получить два диплома. Первый свидетельствует о получении среднего образования и второй о прохождении повышенного образовательного уровня. Причем на практике наличие второго диплома ничего не решает. Выпускники приходят в библиотеки на одни и те же должности с одинаковой оплатой труда.

Мне довелось присутствовать на ряде совещаний, проводимых Министерством образования и Министерством культуры, но ни на одном из них участники не получили вразумительного ответа о будущем средних специальных учебных заведений.

Таким образом, в условиях вступления в Болонский процесс судьба средних учебных заведений совершенно не ясна. Это не может не вызывать тревогу у руководителей ссузов. В этой связи на различных уровнях возникает вопрос о желании средних специальных учебных заведений взять на себя подготовку бакалавров. На наш взгляд, данная позиция отражает недостаточную информированность руководителей ссузов. Бакалавриат является вузовским уровнем подготовки, для получения необходимых документов, дающих право на ведение образовательной деятельности, учебное заведение должно обладать определенным научным цензом.

Наши предложения в данной ситуации заключаются в следующем. Мы считаем, что в вузах необходимо оставить уровень подготовки специалиста. А на четвертом курсе, после получения степени бакалавра, индивидуально решать вопрос, либо о завершении образования на данном этапе, либо о его продолжении на уровне специалиста или магистра. Естественно данный вопрос должен быть четко оговорен при определении номенклатуры должностей в нашей отрасли. Четко должно быть указано, какие должности в библиотечно-информационной сфере должен занимать бакалавр, специалист и магистр. Иначе под сомнение ставится целесообразность получения данных видов образования.

Определенные сложности несет в себе переход к новой образовательной системе и в плане организации учебно-методического процесса. И если для специалистов мы имеем значительный круг учебно-методических изданий, то в настоящее время таковые отсутствуют для бакалавров и магистров. Таким образом нам предстоит не просто создать новую учебно-методическую базу, но и пересмотреть всю концепцию ее формирования.

Есть проблемы и в организации учебного процесса. Преподавателям много предстоит сделать в плане определения специфики чтения курсов для разных категорий студентов. Эта специфика должна вытекать, прежде всего из определения отличий в подготовке студентов от на различных уровнях библиотечно-информационного образования.

Современные подходы к реформированию системы образования , на наш взгляд, ставят больше вопросов чем ответов.

Думается, что только при совместном обсуждении этой проблемы представителей вузов и практиков могут быть найдены оптимальные пути ее решения.

Hosted by uCoz