Ломаченко И.Г.
МОНИТОРИНГ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ В РЕГИОНЕ КАК СТРАТЕГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
В результате социально-экономических, правовых преобразований на уровне отдельно взятой конкретной библиотеки произошел пересмотр важнейших целей, принципов, содержания и организации библиотечной работы. Меняются функциональные обязанности работников, статус отдельных должностей; привлекаются новые специалисты: психологи, экономисты, юристы. Идет процесс адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Какие кадры нужны библиотекам - эта проблема в последние годы не только не потеряла своей актуальности, но становится еще более острой с появлением новых коммуникационных средств, расширением функций библиотечных специалистов от социолога-исследователя, психолога-социолога до информационного менеджмента.
Сегодня и вузу, и библиотекам необходимо заниматься анализом рынка, мониторингом кадровой ситуации - непрерывным наблюдением, прогнозированием ближайших и отдаленных последствий кадровой политики.
В настоящее время понятие “мониторинг”, вошедшее в научный оборот, а затем и в обиходную речь, находит все более широкое применение. Такая полифункциональная по своей сущности и содержанию роль мониторинга породила множество его определений. Его обозначают как: комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека; специально организованное в целях комплексной оценки и повышения эффективности функционирования, систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов; регулярное наблюдение, оценка, прогноз состояния окружающей среды, а также различных процессов, происходящих в некоторых странах; систематическое сопоставление действительного положения фирмы, организации с желаемым; система сбора данных о сложном явлении, процессе, которые описываются с помощью определенных ключевых показателей, в целях оперативной диагностики состояния объекта исследования и оценки его в динамике; совокупность приемов по отслеживанию, анализу, оценке и прогнозированию социально-экономических процессов, связанных с реформами, а также сбор и обработка информации и подготовка рекомендаций по развитию реформы и внесению необходимых коррективов и др.
Мониторинг принято рассматривать в двух измерениях - теоретическом и практическом. В теоретическом плане мониторинг - это своеобразная философия, концепция управления. В практическом значении мониторинг - одна из функций управления, разновидность управленческой деятельности, имеющая свои цели и задачи.
Мониторинговые исследования в библиотечно-информационной сфере России необходимы в связи с быстрыми и глубокими преобразованиями ее состояния, влекущими за собой изменения важнейших характеристик, в числе которых трансформация сознания как профессионалов, так и пользователей.
Понимание сути грядущих или уже свершившихся перемен в библиотечно-информационной сфере невозможно без тщательно организованной системы сбора и обработки первичной библиотечной информации. Разовые замеры библиотечных индикаторов и даже совокупность отдельных, но разрозненных исследований способны, по выражению Н.С.Карташова и Е.Л.Кудриной, дать "моментальный" снимок происходящего, но не позволяют охватить всю совокупность факторов, определяющих качество библиотечно-информационной ситуации. Отслеживать все значимые процессы в динамике и взаимосвязи способен только мониторинг.
Сложность мониторинговых исследований в библиотечно-информационной сфере обусловлена присутствием в ней человека как исходной категории, определяющей объект исследования (кадровый потенциал). В связи с этим обстоятельством исследование совокупности параметров, определяющих региональную ситуацию, представляется нереальным.
Мониторинговые исследования как региональных ситуаций, так и региональных проблем носят проблемно-ориентированный характер. При этом началом исследования выступает выявление региональных проблем, от решения которых зависит позитивное функционирование объекта исследования. Затем определяются потенциалы, дисбаланс которых выявляет появление региональной проблемы, и параметры, которые могут служить реальными индикаторами их исследования. Реализация такого подхода является не только способом решения региональных проблем, но и средством их недопущения.
В Белгородском государственном институте культуры в рамках выполнения научно-исследовательских, курсовых и дипломных работ проводятся исследования кадровой ситуации в сферах применения труда выпускников вуза. Следует отметить, что при проведении мониторинга соблюдаются его основные принципы: непрерывность наблюдения за объектами, периодичность снятия информации о происходящих изменениях в кадровой ситуации, сопоставимость показателей, применяемых для оценки решений и разработке прогнозов ближайших и отдаленных последствий, развитие мониторинга путем обогащения методического инструментария, технического оснащения, расширения наблюдаемых процессов, увеличение числа объектов исследования.
Разрабатывая концепцию мониторинга, мы посчитали важным определить:
В последнее время мониторинги становятся все более специализированными. В рамках одного из них проведен социологический опрос выпускников и руководителей учреждений, в которых работают выпускники колледжа. По выпускникам библиотечно-информационного факультета был проведен пилотажный опрос, который охватил лишь 10 ЦБС области, поэтому полученные результаты репрезентативны только по данным этим районов области. Главная цель мониторинга заключалась в получении информации для оценки деятельности кафедры и факультета в ходе самоаттестации, предстоящей аттестации и прогнозирования подготовки кадров для региона.
В ходе опроса были получены 33 анкеты, в том числе 18 анкет выпускников и 15 анкет руководителей. Среди опрошенных две трети являются выпускниками последних семи лет колледжа. Тем не менее на контакты с вузом в последние три года указали только 50% выпускников. Многие отметили, что контакты с вузом у них закончились по окончании обучения.
Важным оценочным вопросом для деятельности факультета является вопрос об удовлетворенности своей специальностью. Подтвердили, что удовлетворены своей специальностью 61% опрошенных. Большинство опрошенных указали на профессию библиотекаря, реже библиографа, технолога информационного обеспечения и технолога автоматизированной обработки информации. Более 90% подтвердили, что работают по специальности, полученной в колледже. Только 72% опрошенных подтвердили удовлетворенность своей работой. Настораживает то, что остальные не считают, что работа с каждым годом становится интереснее или затрудняются ответить на данный вопрос. Более половины опрошенных считают, что полученные знания помогли им развить в себе качества, необходимые в работе, а более 70% ориентированы на повышение своей квалификации. Треть опрошенных указала на желание получить высшее образование по 9 профессиям, по 4 из которых можно обучаться в институте, с введением нового государственного стандарта 052700 Библиотечно-информационная деятельность: менеджер информационных ресурсов, библиотекарь-библиограф, преподаватель, референт-аналитик информационных ресурсов, технолог автоматизированных информационных ресурсов.
Мониторинг не может быть ограничен только социологическими опросами. Вполне естественно, что для анализа кадровой ситуации в регионе и прогноза подготовки специалистов необходимо использование статистики, материалов прессы, результатов семинаров, круглых столов, деловых игр и др. Эти источники информации помогут принимать квалифицированные решения не только на уровне факультета, но и на уровне института.
Проводимые в институте мониторинговые исследования позволяют определить его действия по структурным изменениям в вузе, направлениям, специальностям и специализациям подготовки кадров, взаимоотношениям с потребителями кадров.
Как показывают данные, пришедшие на работу в библиотеки, редко уходят, в области почти нет свободных вакансий для вновь приходящих специалистов. Выпускники библиотечных учебных заведений в основном идут на места, которые они "присмотрели" перед поступлением в вуз или колледж.
Представляется логичным осуществление мониторинга кадров библиотечно-информационной сферы региона системой профессиональной подготовки, так как именно она нуждается в прогнозировании спроса на конкретные специальности и специализации.