Кузнецова О.З.

О ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО И ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

Мировая практика показывает, что в XXI в. главным ресурсом воспроизводства и развития общества становится образование, высокое качество которого превращается в основной фактор формирования полноценной и успешной личности. Именно поэтому высшие учебные заведения России уделяют в настоящее время значительное внимание вопросам обеспечения качества образования.

В практических целях качество образования рассматривается как совокупность требований и условий, закрепленных Законом РФ "Об образовании" и иными нормативными правовыми актами, определяющими содержание образовательного процесса и ожидаемые различными субъектами образования общественно значимые результаты обучения и воспитания.

Необходимо отметить, что качество образования является комплексной категорией и экстраполируется на разнообразные процессы и виды деятельности всех участников образовательного процесса. Как интегральная характеристика качество характеризует весь деятельностный цикл, включающий проектирование, реализацию, мониторинг и контроль, инфраструктурное обеспечения и рефлексию через такие показатели как: качество обучающихся на входе и на выходе; качество кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессе; качество образовательной программы; качество средств образовательного процесса (материально-техническая база; учебно-методическое обеспечение; используемые учебные аудитории и т. п.); качество образовательных технологий.

На основании данных концептуальных положений Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств определяет в качестве приоритетных следующие направления политики в области качества образования: удовлетворенность потребителя в качестве подготовленности выпускников; безопасность жизни и здоровья участников образования, их удовлетворенность процессами и результатами ведущих видов деятельности, профессионализм и корпоративная культура персонала академии; эффективные технологии образования и контроля его результатов; оптимизация материальных и трудовых затрат. Основным содержанием системы управлением качеством, соответственно, становится система мероприятий, методов и средств, направленных на установление и поддержание необходимого уровня качества услуг, обеспечение удовлетворенности потребителей и непрерывное совершенствования самой системы менеджмента качества.

В реализации системы менеджмента качества образования и образовательных услуг задействованы три уровня управления: стратегическое управление, управление системой качества и оперативное управление. Уровень стратегического управления ориентирован на повышение эффективности и результативности деятельности многоуровневого академического комплекса в целом. Уровень непосредственного управления системой качества образовательных услуг обеспечивается процессами деятельности учебно-методического управления, факультетами, советами факультетов и кафедр. Уровень оперативного управления представлен: а) производством образовательной услуги и процессами управления ресурсами, включающими НИР преподавателей и сотрудников, НИРС, подготовку и переподготовку кадров, планово-финансовую деятельность, материально-техническое и информационное обеспечение. Функционирование всех уровней управления и деятельность всех структурных подразделений каждого уровня закрепляется принятыми в вузе нормативными документами, включающими конкретные программы и планы деятельности.

В формирующейся системе менеджмента качества образования определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях. Для решения этих задач в вузе разрабатываются оценочные средства; проектируется и апробируется технология комплексного мониторинга. Основным подходом к определению критериев качества образования является разработка различных индикаторов - обобщенных комплексных характеристик процессов, деятельности, моделей и т.п., реализуемых в академии. На основании конкретных показателей выявляются и анализируются соответствие требованиям определенного индикатора. В вузе используются следующие блоки индикаторов качества - информационный и функциональный. Информационный блок оперирует понятиями: входные данные, промежуточные и выходные.

В функциональном блоке выделяются индикаторы качества в следующих категориях: удовлетворенность потребителя, стоимость/финансы, инфраструктура управления, человеческие ресурсы, стратегия управления, реализация концепции качества образования и образовательных услуг.

Часть базовых индикаторов-критериев экспертно проверяется процедурами стандартизации, лицензирования, аттестации и аккредитации. Кроме того, академия самостоятельно разрабатывает и внедряет меры по обеспечению качества образования, к которым относятся форма, порядок, критерии оценки знаний, умений обучающихся в процессе промежуточных аттестаций и выпускников в процессе итоговой аттестации. Создается система управления качеством подготовки по специальности, включающая совокупность следующих процедур: планирование качества, нормирование и контроль качества подготовки специалистов; поиск внутренних ресурсов для повышения качества; повышение эффективности учебной, научной и научно-методической работы по приоритетным направлениям; повышение качества рабочих программ учебных дисциплин; повышение качества образовательных технологий; повышение качества контрольных процедур, направленных на определение действительного достижения сформированности у обучаемых профессиональных компетенций); сбор и анализ информации о качестве образования.

В рамках реализации концепции управления качества образования и образовательных услуг в академии внедрена гибкая система рейтинговой оценки работы преподавателей по таким направлениям работы, как качественный состав профессорско-преподавательского состава; учебная и научно-исследовательская работа; участие в НИР; участие в творческо-исследовательской работе; организация воспитательной работы со студентами. В качестве приоритетных определены следующие задачи рейтинга: создать систему оценки труда преподавателя и внедрить ее в практику вуза как важнейшего инструмента управления качеством образования; акцентировать ведущую роль педагога-ученого-воспитателя в развитии личности студента и профессиональных кадров; сформировать в коллективе дух соревнования и творчества.

По этим направлениям для определения ежегодной активности преподавателей используется числовой критерий в баллах. Сведения о баллах, набранных преподавателями, а также другие показатели его работы за текущий год сводятся в общие таблицы по каждой кафедре, факультету и институту в целом. Данная информация является исходной для определения эффективности работы всех структурных подразделений и различных категорий профессорско-преподавательского состава.

Одним из основных показателей качества образования является успеваемость студентов. Для оценки и анализа текущей успеваемости студентов разработана и внедрена система непрерывного контроля знаний в форме промежуточного контроля СРС и контроля "остаточных" знаний. Система предназначена для осуществления непрерывного контроля достижений студентов в процессе обучения, обеспечения ритмичной и качественной работы как студентов, так и преподавателей, повышения ответственности кафедр и преподавателей за качество организации учебного процесса, снижения загруженности преподавателей во время сессии и в предсессионный период, стимулирования систематической работы студентов по усвоению учебного материала, а также для активизации и мотивации самостоятельной работы студентов по разделам дисциплин, вынесенных на самостоятельное обучение. Данные контроля обрабатываются в режиме программы Камертон. Обработанные данные доводятся до сведения студентов и доступны в локальной сети всем участникам образовательного процесса. Результаты представляются в виде рейтинга студентов, отдельных учебных дисциплин и блоков дисциплин, специальностей.

Качество учебной программы, образовательной технологии определяется через анализ ее учебно-методического обеспечения и соответствие требованиям локальных нормативных положений, принятых в вузе на уровне методических советов факультетов и академии. Вместе с тем основным критерием качества образовательных программ и технологий является их эффективность.

Важным аспектом реализации системы менеджмента качества образования становится процесс информатизации. Мониторинг основных индикаторов качества на всех этапах осуществляется с использованием автоматизированных систем "Абитуриент", "Деканат", "Камертон", "Расписание", "Учебная нагрузка", "Кадры"; поэтапно внедряется система электронного документооборота. Таким образом, формирование единой информационной среды управления качеством, наряду с нормативной, программно-методической поддержкой процесса управления, становятся эффективным инструментом обеспечения объективности, доступности, гласности и повышения качества образования.

Hosted by uCoz