Комарова Л.Б.

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ

С начала 90-х гг. ХХ в. большинство стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки ввели или вводят систему управления качеством образовательного процесса в высших учебных заведениях. Традиционно полнота ответственности за качество образования во всех странах, кроме США, возложена на государственные органы управления образованием.

Мировое разнообразие систем оценки высшего образования в 90-е гг. и в начале 2000-х гг. может быть, с определенной долей условности, разделено на два типа:

  1. Система оценки высшего образования в тех странах, где имеются соответствующие государственные структуры, регулирующие развитие высшей школы, например, Министерства образования, Министерства просвещения и т.д. В этих случаях система оценки базируется на приоритете государственных органов, или структур, финансируемых правительством. При этом самооценке придается номинальное значение. Такие системы оценок часто связаны с правительственным контролем, лицензированием, государственной аккредитацией, сравнением различных высших учебных заведений, распределением финансовых ресурсов и оказанием влияния на университеты.
  2. Система оценки высшего образования, принятая в тех странах, где органов государственного управления высшим образованием нет. В этом случае преобладает процесс самооценки высших учебных заведений, направленный на внутренний анализ, улучшение деятельности университетов.

Среди процедур оценки качества американского образования сегодня можно выделить: аккредитацию учебного заведения в целом; аккредитацию профессиональных образовательных программ; рейтинговую оценку; систему объективной оценки знаний и способностей обучаемых.

В Германии, например, где Министерство просвещения, регулирующее деятельность высших учебных заведений, существует с XIX в., весьма сильны традиции государственного контроля за высшей школой, а сами профессора и преподаватели являются государственными служащими. Мониторинг и оценка качества осуществляется, главным образом, по показателям эффективности использования государственных ресурсов и качества педагогической деятельности. С целью повышения эффективности использования финансовых средств, направляемых государством в вузы в Германии развивается информационная система высшей школы, предусматривающая отчетность вузов об их деятельности. Финансирование используется как один из рычагов повышения качества деятельности вузов.

Во Франции за образовательную политику отвечает Министерство народного образования, научных исследований и технологий. Однако деятельность высших учебных заведений оценивается Национальным экспертным комитетом, который создан по закону о высшем образовании и существует с 1984 г. Главная задача комитета заключается в оценке деятельности высших учебных заведений. Этот национальный орган контроля и оценки высшего образования подчиняется только Президенту и не зависит ни от каких управленческих структур. Экспертный комитет ежегодно направляет Президенту отчет о своей работе и о положении дел в сфере высшей школы.

Также следует отметить существование государственного знака качества, которым обладают те высшие школы, которые признает государство. Высшие школы, в которых Министерство народного образования осуществляет контроль обучения, могут выдавать дипломы "завизированные" министерством, что свидетельствует, по европейским понятиям, о качестве высшего образования. Этот "знак качества" особенно важен, поскольку только дипломы, имеющие такую государственную отметку, признаются во всех европейских странах.

В скандинавских странах системы оценки высшей школы также изначально определялись правительством. В этих странах существует большое разнообразие в способах внешней оценки. В Швеции основной упор делается на помощь учебным заведениям в разработке соответствующих инфраструктур. В Норвегии основное внимание уделяется оценке самого образовательного процесса и учебных программ. В Финляндии также сочетается сторонняя оценка и самооценка учебных заведений. Применяются и выборочные проверки отдельных структур со стороны внешних наблюдателей. В Дании проверка проводится внешними организациями, финансируемыми правительством.

В Англии процесс оценки высшего образования постепенно сдвигается от организаций финансируемых правительством в сторону того, что можно назвать самооценкой. Как правило, аккредитируются те вузы, которые уже сделали не менее трех выпусков.

Оценка качества образования при всей ее многосторонности имеет три отличительные от американской системы черты: при оценке деятельности образовательного учреждения внимание в основном сосредоточено на качестве подготовки специалистов и качестве образовательных программ; система оценки качества - экспертная метаоценка, т.е. оценка методов определения качества преподавания, обучения, управления, которые разрабатываются и используются образовательным учреждением в практике его работы; результатом оценки является широкое информирование общественности; общественное мнение выступает основным рычагом управления качеством образования.

Окончательное решение на основе анализа результатов самообследования и работы экспертных групп - "оценка качества" - принимается Советом по финансированию высшего образования, который, в свою очередь, определяет единые подходы к оценке качества образования, исследует методы внутренней и внешней оценки, публикует отчеты комиссий и т.д.

Учитывая устойчивые традиции британского образования и высокий уровень его качества, система управления качеством образовательного процесса также достаточно статична и не подвержена резким изменениям во многом потому, что все решения о ее совершенствовании выносятся на обсуждение широкой академической общественности.

Однако в мире имеются и другие тенденции в развитии оценки и контроля высшего образования. По мнению некоторых экспертов, в мире в 90-е гг. ХХ в. - начале нового века имеет место тенденция к большему развитию и распространению процессов самооценки. Так во Франции сегодня имеет место тенденция перехода от оценки, первоначально построенной на принципах централизации, к процессу самооценки, тесно связанному с самим учебным заведением. В скандинавских странах процесс развития оценки высшего образования также идет в сторону самооценки и вовлечения в процесс оценки самого высшего учебного заведения. В Финляндии процесс оценки высшего образования все больше сдвигается в сторону полной ответственности учебных заведений за регуляцию собственной деятельности, при которой правительство играет вспомогательную роль. В Испании на основе экспериментов, проводившихся в течение нескольких лет, в 90-е гг. ХХ в. начато применение системы оценки, базирующейся на самооценке, где особое внимание уделяется анализу образовательного процесса, организации управления на уровне университета.

Наибольшее развитие системы самооценки университетов получила в США. Это связано с тем, что источники власти и контроля в американских университетах иные, нежели в европейских странах. В США, огромное многообразие послесредних (высших) учебных заведений сочетается со значительной слабостью государственного контроля качества их работы. В отличие от стран, где есть Министерство образования или аналогичные структуры, американское высшее образование контролируется преимущественно самими учебными заведениями. Департамент образования в США никогда не имел такого значения как, например, Министерство просвещения в Германии. Реальная административная и финансовая власть в американских университетах принадлежит попечительским советам. Именно этим попечительским советам администрацией штата поручается осуществлять контроль работы университета. И хотя наметилось усиление контроля над университетами со стороны администрации многих американских штатов, основой оценки и контроля высшего образования в Америке по-прежнему остается саморегуляция.

Таким образом, сравнительный обзор систем оценки высшего образования по ряду стран показывает, что имеются различные подходы к тому, каким образом и на каких основаниях вести оценку деятельности высших учебных заведений.

К основным принципам совершенствования системы управления качеством образования, в той или иной мере реализуемые в большинстве развитых стран мира, относятся: единая система стандартов; наличие ясно сформулированных образовательных целей и критериев оценки степени их достижения; гибкая система отчетности, доступная общественности, местным властям, педагогам, обучаемым и всем заинтересованным лицам; соотнесение ресурсов, возможностей и достигнутых результатов; полнота и регулярность контроля.

Hosted by uCoz