Зимарина Н.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА ISO 9000 В БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В 2003 г. Министерством образования Российской Федерации была подписана Болонская декларация. Этот документ означает сближение европейских стран в формировании единого образовательного пространства, в основе которого лежат три основных принципа: введение двухступенчатого высшего образования "бакалавр-магистр"; введение системы зачетных единиц (ECTS) для унификации количественного учета получаемого образования; обеспечение сопоставимого качества образования посредством введения взаимопризнаваемых методологий его проверки.

Одним из условий успешной интеграции России в мировое образовательное пространство является использование стандартов качества ISO 9000:2000 в работе высших учебных заведения для улучшения качества образования. Основная концепция стандартов ISO серии 9000 заключается в определении набора требований и рекомендаций к системе управления качеством организации. Заметим, что одной из главных особенностей модели ISO является универсальность требований, т.е. требования стандартов ISO можно применять для любой организации вне зависимости от ее сферы. В настоящее время эти стандарты признаны практически всеми странами мира. В России действует отечественная версия ГОСТ Р серии 9000, которая представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 9000-2000 "Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь".

В основу стандартов качества ISO 9000 положены принципы, изложенные в философии всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM). Они были определены для того, чтобы руководство могло улучшать систему менеджмента качества своей организации.

Эти принципы применимы и для организации системы качества в высшем образовании, в том числе и библиотечно-библиографическом.

  1. Ориентация на потребителя, т.е. вуз должен готовить специалистов, основываясь на текущих и будущих потребностях библиотек, информационных центров.
  2. Лидерство руководства, т.е. руководство вузов культуры и искусств и др., осуществляющих подготовку кадров по специальности библиотечно-информационной деятельности, принимает участие в формулировке основных ценностей, политики, целей и задач в области разработки системы качества, принятии решений по мерам улучшения системы менеджмента качества библиотечно-библиографического образования.
  3. Вовлечение персонала в деятельность вуза. Руководство должно способствовать повышению уровня знаний, квалификации и полному раскрытию потенциала профессорско-преподавательского состава, в первую очередь специализированных кафедр, вовлекать персонал в процесс принятия управленческих решений, прислушиваться к их предложениям по изменению системы и работать над реализацией этих предложений.
  4. Процессный подход, вуз планирует, проектирует и совершенствует свои рабочие процессы и управляет ими с целью полного удовлетворения потребностей всех заинтересованных сторон (профессорско-преподавательского состава, студентов, работодателей).
  5. Системный подход, рассматривая вуз как систему, руководство должно организовывать и координировать работу всех ее элементов.
  6. Постоянное улучшение, т.е. поиск и устранение проблем. Для этого вуз должен провести анализ и оценку существующего положения для определений областей улучшения и установить цели улучшения; затем осуществить поиск возможных решений для достижения целей, выбрать и выполнить оптимальное решение. Заключительным этапом является измерение, проверка, анализ и оценка результатов выполнения для установления того, достигнуты ли цели. Этот процесс должен быть постоянным, а не разовым.
  7. Управление на основе информации о состоянии вуза, т.е. одна из задач руководства - регулярный сбор статистических данных о работе вуза по всем направлениям, которые помогут выявить проблемы вуза и вовремя принять решение по их ликвидации.
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками и партнерами, т.е. постоянное сотрудничество со школами, лицеями, библиотеками, информационными центрами и другими вузами в целях практической деятельности и обмена опытом.

Организация систем качества в структуре библиотечно-библиографического образования на основе стандартов качества ISO 9000 позволит вузам готовить конкурентоспособных специалистов на международном рынке труда.

Hosted by uCoz