Добровольский В.В.

КУРС "КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ": РАЗВИТИЕ ИЛИ СТАГНАЦИЯ?

Естествознание всегда оказывало мощное воздействие на развитие гуманитарных наук как своими методологическими и теоретическими установками, так и мировоззренческими представлениями и идеями. Особенно всеобъемлющим это влияние стало в современную эпоху глобальных интеграционных процессов в природе, обществе, познании. Подготовка современного специалиста с высшим образованием будет неполноценна без ознакомления с историей и сегодняшним состоянием естественнонаучного знания. Особенно актуально преподавание курса "Концепции современного естествознания" для студентов-гуманитариев, в частности студентов вузов культуры и искусств, в которых естественные и технические дисциплины представлены крайне скудно.

Преподавание курса должно способствовать, по мнению многих авторо, выработке "рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку". Думается, это недостаточно точно и глубоко. Во-первых, рационалистическое отношение к миру не позволяет решать бесконечного множества задач, не имеющих рационалистического основания, начиная от "буриданова осла" до веры в Бога, в Высший Разум. Во-вторых, из всех вузовских курсов только концепции современного естествознания позволяют осознать глубочайшее единство всего происходящего в природе, обществе и человеке, неразрывную целостность микро-, макро- и мегамира.

Важность курса неоспорима, но понимается ли это, развивается ли данная дисциплина? Похоже происходит все наоборот. Количество различных учебников и учебных пособий неуклонно растет: 2-3 года назад их было около десятка, сегодня число учебников увеличилось в несколько раз. Значительно возросло число научных позиций, с которых рассматриваются вопросы естествознания. Два основных эмпирических сложившихся направления преподавания дисциплины - конкретно-научный и философский - дифференцировались. Особенно это относится к первому направлению, которое характеризуется подавляющим преобладанием конкретного материала по определенной отрасли естествознания - физике, химии, биологии, астрономии и т.д. Преподаватели, авторы учебников - специалисты одной из естественных наук - по-прежнему стремятся довести до студентов большой объем соответствующих знаний, уделяя значительно меньше внимания другим естественным наукам и их философскому осмыслению. Усложненность конкретного материала на первый взгляд сглаживается их профилизацией, например для студентов гуманитарных специальностей. Однако суть остается неизменной - дать студентам сумму знаний, а не пытаться их сформировать у будущих специалистов в различных областях концептуального подхода к анализу явлений природы, взаимодействия ее с обществом, осознание глубинной целостности окружающего мира. Сказанное относится к методологическим и отчасти аспектам вопроса. Издержки в понимании этих аспектов подкрепляются соответствующими организационными выводами.

К сожалению, трудности в усвоении курса студентами гуманитарных специальностей способствовали формированию определенной управленческой позиции, заключающейся в обосновании ненужности преподавания данной учебной дисциплины по отдельным специальностям и специализациям гуманитарных вузов, в частности вузов культуры и искусств. Подобная позиция совершенно неправильна, особенно учитывая последние научные достижения. Появляется все больше теоретических работ, посвященных универсальным концепциям взаимодействия природы и общества.

Одной из таких работ представляется книга А.А. Иванченко "Всеобщая универсальная комплексная концепция системной жизнедеятельности природы, общества, бизнеса, человека" (2002), в которой, возможно, действительно открыты всеобщие закономерности развития от рождения до смерти любых природных и взаимодействующих с ней систем независимо от их размеров и функционального назначения (метагалактики, галактики, звездные системы, планеты, общество, человек, бизнес). В данной работе рассмотрены их системная саморегуляция, системная организация и системная иррационализация. На основе авторской концепции даны принципиальные ответы на главные вопросы современности. Как зародилась, развивалась и функционирует наша планета? Что собой представляет ее организационная структура? Какова функциональная роль ее структурных подразделений: земной коры, атмосферы, растительного и животного мира, общества, человека и т.д.

Сегодня, как никогда, важна разработка единого методологического подхода к преподаванию курса "Концепции современного естествознания", что является неотложной задачей соответствующего Учебно-методического объединения.

Hosted by uCoz