Адамьянц А.О., Арзуханов А.С.

О МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 052700 - "БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

Несмотря на то, что новым Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусства по специальности - 052700 "Библиотечно-информационная деятельность", утвержденным и введенным в действие в 2003 г., в составе общепрофессиональных дисциплин по непонятным причинам не предусматривается изучение математики как самостоятельной дисциплины, решением руководства МГУКИ в рамках одной из программ федерального компонента: ОПД.Ф.01 "Информатика" тем не менее, предусмотрен раздел "Математика". Настоящее решение нашло отражение в учебных программах и реализуется кафедрой информационных технологий и электронных библиотек (ИТ и ЭБ) факультета информационных ресурсов (ФИР) БИИН МГУКИ.

Как известно, математика включает в себя большой набор самостоятельных математических теорий и строится по аксиоматическому методу.

Современная тенденция объединения математических, естественных и гуманитарных дисциплин проявляется в процессе становления общенаучных форм и средств познания, формирования системы понятий. Представление гуманитарных аспектов в содержании математических и естественнонаучных дисциплин важно, так как способствует формированию интереса к процессу познания предмета обучения, учитывает возможности его освоения, показывает особенности развития каждого обучающегося студента.

Организация учебного процесса по математике в БИИН МГУКИ определяется следующими факторами:

Несомненно, курс "Математика" имеет определенное, но не определяющее мировоззренческое значение, подготавливает будущего специалиста к активному освоению библиотечно-информационных технологий и современных математических методов научного исследования.

В целом курс "Математика" включает разделы по теории множеств и комбинаторике, теории вероятностей и математической статистики, математическому анализу, линейной алгебры и др.

Преподавание названных разделов направлено на решение следующих учебных задач:

Преподавание курса "Математика" на ФИР, предполагает выделить следующие основные моменты: профиль курса должен соответствовать специальности, например, 052700, необходимо изучать не только фундаментальные разделы математики, но и методы решения прикладных задач в области названной специальности.

Для выпускников ФИР БИИН МГУКИ по квалификациям специалистов "Библиотекарь-библиограф, преподаватель", "Технолог автоматизированных информационных ресурсов", "Референт-аналитик информационных ресурсов" и "Менеджер информационных ресурсов" учебный курс "Математика" в большей степени служит инструментом анализа, организации и управления библиотечно-информационными системами, в том числе в условиях компьютеризации технологических процессов и операций.

Таким образом, математическое образование в БИИН МГУКИ, как гуманитарном вузе, сегодня рассматривается как важная составляющая часть подготовки специалиста, а в дальнейшем бакалавра и магистра. На основе усваиваемых математических и естественнонаучных знаний у обучающихся вырабатываются умения наблюдать и изучать явления и свойства предметов и описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы и планировать эксперимент, отбирать технологии и технологические средства для проведения экспериментов, выполнять измерения и вычисления, представлять результаты измерений в виде формул, таблиц и графиков, интерпретировать результаты вычислений и делать выводы.

Однако прежде чем применять адекватный математический аппарат на практике, студент должен разобраться в основных понятиях, идеях и методах математической науки. А этого невозможно достичь без усвоения основных разделов классической математики.

Методы математического анализа в библиотечно-информационной сфере деятельности рассматриваются при формализованном описании объектов и задач библиотечно-информационного исследования. Методы теории вероятностей для логико-математической основы выдвижения гипотез и их доказательства при совершенствовании современных библиотечно-информационных технологий.

Наряду с разделами классической математики в составе курса рассматриваются и прикладные задачи.

Методы математической статистики студенты могут применять для количественного описания объектов библиотечно-информационного исследования, анализа динамики и структуры библиотечного и библиографического обслуживания запросов читателей и абонентов, в том числе и пользователей автоматизированных систем и систем. Предметом исследования теории массового обслуживания являются вероятностные модели реальных систем обслуживания.

Итак, цель курса "Математика" в системе подготовки специалистов в области библиотечно-информационной деятельности - это освоение необходимого математического аппарата, помогающего студенту анализировать, формулировать и решать прикладные задачи по организации, обработке, хранению и использованию библиотечных и информационных ресурсов, используя, в случае необходимости, персональные компьютеры. В работе Т.И. Ключенко приводятся многочисленные примеры подобных задач.

Математизация некоторых областей библиотечно-информационной деятельности особенно усилилась с развитием автоматизированных технологий и процессов, внедрением ПЭВМ в практику библиотечно-информационной деятельности, что в совокупности требует повышенной подготовки выпускников вышеназванных квалификаций специалистов.

Следует отметить, что создание учебного курса "Математика" на кафедре ИТ и ЭБ потребовало на начальном этапе обучения студентов, начиная с 2000-2001 учебного года, последовательно осуществлять серьезный анализ учебной и методической литературы по математике различных вузов страны. Особо изучался опыт преподавания дисциплины в вузах гуманитарного направления обучения с целью определения методологических подходов обучения на ФИР: чтение лекций, проведение практических занятий и контрольных зачетов, в том числе ориентированных на непосредственное применение математических знаний в библиотечно-библиографической практике, а также в научных исследованиях библиотечно-информационной сферы деятельности и смежных областях теории и практики управления информационными объектами и ресурсами.

Обобщение полученных результатов позволило разработать первую версию научно-методических основ преподавания курса "Математика" в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Была разработана такая форма включения студентов в учебно-познавательную деятельность, которая обеспечивала методически обоснованное согласование всех видов учебного процесса: лекций, практических занятий, зачетов и экзаменов. Осуществлен системный подход к построению курса и определению его содержания, индивидуальный контроль за усвоением знаний студентами. Всем этим требованиям отвечает теория модульного обучения, которая рекомендована к внедрению в вузах Министерством образования и науки Российской Федерации.

Модульное формирование курса "Математика" дает возможность осуществлять перераспределение времени, отводимое учебным планом на его изучение, по отдельным видам учебного процесса и разделам плана, расширяет долю практических занятий и самостоятельной работы студентов.

Итогом поискового этапа явилась разработка рукописного сборника типовых задач по каждому разделу курса и методические материалы, выступающие как средство организации учебного процесса, в часы аудиторных и внеаудиторных занятий и обучающим средством, содержащим пояснения и комментарии к теоретическому материалу и решению задач. В период с 2000 по 2004 учебные годы включительно общее число студентов всех форм обучения было подготовлено более 500 чел. по курсу "Математика".

Отличительной особенностью преподавания курса "Математика" Является стремление реализовать преемственность между математическим обучением и другими дисциплинами, читаемых студентам, выпускаемым, например, по специализации "Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах.

В связи с тем, что общий объем курса "Математика" составляет всего 72 учебных часа, да еще школьная подготовка большей части студентов оставляет желать лучшего, значительное место отводится самостоятельной работе на основе списка рекомендованной литературы для внеаудиторного изучения.

Развитие навыков самостоятельной работы студентов важно из-за недостаточного развития логического мышления и трудностью восприятия математического языка гуманитарной студенческой аудитории. Опыт показывает, что математическая абстракция и отвлеченные математические понятия и операции с большим трудом усваиваются студентами. У многих из них наблюдается низкая активность на лекциях и практических занятиях, отсутствуют навыки самостоятельной работы с литературой. Поэтому определенную часть времени приходится посвящать теории, необходимой для решения контрольных задач, рассматривать методы, в которых студенты могли бы разобраться самостоятельно.

В настоящее время назрела необходимость в разработке и издании учебно-методического пособия по курсу "Математика", которое отразило бы опыт пятилетнего преподавания курса на ФИР БИИН МГУКИ. Такое пособие помогло бы студентам самостоятельно добывать и совершенствовать математические знания, вырабатывать способность применять эти знания, навыки и умения для решения конкретных профессиональных задач, в том числе при подготовке курсовых и дипломных работ.

Литература

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства: Специальность 052700 - Библиотечно-информационная деятельность/ Утв. Мин. Образования РФ 13.02.2003 г. №564. - М., - 2003. - 37 с.

Сборник учебных программ по специализации "Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах": Учебно-методические материалы: Выпуск 1.- М.: Изд-во ГПНТБ России, 2003.- 108 с.

Грес П.В. Математика для гуманитариев: Учеб пособие/ П.В. Грес.- М.: Юрайт, 2000.- 111 с.

Иванова Т.А. Гуманитаризация общего математического образования: Монография/ Т.А. Иванова.- Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998.- 206 с.

Ключенко Т.И. Математизация библиотечного образования/ Т.И. Ключенко.- Казань: Медицина. 2001.- 196 с.

Турецкий В.Я. Математика и информатика: Учеб пособие.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРАМ, 2000.- 558 с.

Шишкин Е.В. Гуманитариям о математике: Пути знакомства. Основные понятия. Методы. Модели/ Е.В. Шишкин, Г.Е. Шишкина.- М.: Изд-во "АГАР", 1999.- 333 с.

Hosted by uCoz