Ельников М.П.

КНИГА В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

Закономерность (а может быть, парадокс) нашего времени состоит в том, что книга спокойно существует с новыми средствами массовой информации и коммуникации (далее средства) - на нетрадиционных носителях. При этом между ними наблюдается как взаимодействие, так и конфронтация.

Новые средства - это прежде всего телевидение, видеокассеты, компьютерные программы для массового пользования на дискетах, компакт-диски типа CD-ROM и общедоступные информационные сети (Интернет и ему подобные). У них масса достоинств, и они, естественно, и далее будут развиваться, и совершенствоваться, и какой-то мере теснить книгу информационном поле.

Телевидение и видео стали, пожалуй, главными средствами пассивного отдыха, потеснив книгу: они, как и книга, не требуют от пользователя активного участия в восприятии информации, но более привлекательны, так как дают, помимо чистого текста-содержания, еще звуковой и изобразительные ряды, причем изображения движущиеся и цветные.

Программы на дискетах и компакт-дисках, напротив, требуют активного участия пользователя, чем и привлекают тех, кому это интересно: они дают возможность управлять процессом получения информации, чего не дают ни книга, ни телевидение. К тому же они, как и видео, сочетают звук и изображение. CD-ROM, помимо этого, содержит объемы информации, сравнимые с многотомными книжными изданиями.

Информационные сети дают возможность доступа (или иллюзию такой возможности) ко всему информационному богатству, накопленному человечеством. Доступ этот осуществляется в реальном режиме времени, потребитель может вести диалог с поставщиком информации, которая может быть текстовой, изобразительной (статичной) и фильтрованной, звуковой. Привлекательность Интернета, например, для пользователя - в его якобы неограниченных возможностях.

Однако далеко не все так безоблачно на небосклоне новых средств, и главный их минус в сравнении с книгой - привязанность к технической базе и постоянное ее восполнение ("оживление"). Отсюда вытекает ряд минусов более частного характера: компьютер и периферия к нему стоят все-таки немалых денег, а это доступно не всем; без технической базы (в отличие от книги) видео кассета или компакт-диск - "безжизненная ненужность", ими нельзя воспользоваться где захочешь и когда захочешь; наконец, техническая база - это мина замедленного действия, постоянно нацеленная не самоуничтожение системы. Мультимедийные продукты без технических средств пользования - мертвы, и их развитие требует постоянного совершенствования, отчего и недолговечность "жизни" этих новых средств (компакт-диск выпуска 1998 г. уже не "пойдет" на компьютере 1993г.; то же со старыми кинопленками, пластинками, магнитными катушками).

В глобальном, общечеловеческом измерении техничность новых средств тоже "не есть хорошо": их привязанность к линиям связи, искусственным спутникам, энергетическим источникам - это тоже их несовершенство.

Книга же всех перечисленных недостатков не имеет. Она наиболее стабильный и наименее подверженный изменениям средство информации (аппарат). Именно поэтому книгопроизводство в мире постоянно растет, хотя темпы этого роста замедляются.

Объективно конкуренция книги и новых средств не так сильна, как ее иногда интерпретируют. Новые средства даже часто способствуют чтению (провоцируют его), например, рост популярности книги после выхода телефильма по ее сюжету.

Что же касается "бюджета свободного времени" (временного) и "бюджета развлечений" (финансового), то и здесь книга не очень страдает: фундаментальное перераспределение свободного времени между чтением и развлечениями произошло давно - с появлением кино, радио, телевидения. Теперь редких изменений в этой сфере не наблюдается. Если компьютер или Интернет и "воруют" время, то не у книги (чтение как вид отдыха вряд ли можно заменить сидением у компьютера). Относительно бюджета финансового достаточно сказать, что покупают компьютеры, мультимедийную периферию к ним и подсоединяются к Интернету не самые бедные пользователи и деньги у них на книги остаются (читают они, как свидетельствуют опросы, даже чаще других).

Замена некоторых видов книжной продукции (справочной, научной, профессиональной и др.) компакт-дисками и страницами Интернет - еще не вопрос завтрашнего дня: 1) компакт-диски выпускаются, как правило, в комплекте с их печатными аналогами; 2) трудно представить, что ученый совершенно откажется от чтения книг по своему направлению науки. Какую-то информацию они предпочтут получать из книг, а какую-то - из других источников.

Исключительное достоинство книги и ее, пожалуй, самая характерная особенность в том, что именно она является основным источником "содержания" для дальнейшего использования в производстве разнообразных информационных продуктов. Главное внимание, например, многопрофильные издательские конгломераты и мультимедийные концерты обращают на качество содержания и заинтересованы в приобретении максимально возможного количества прав на издания, в том числе экранизацию и т.п. с целью распространения продукта по своим многочисленным каналам.

Книга и новые средства как бы подпитывают друг друга в части исходной информации (содержаний) и сотрудничают при формировании различных видов информационных продуктов.

Вопрос выживаемости книги в плотном окружении новых средств - вопрос скорее всего психологический, ибо книга - средство информации, наиболее приспособленное к природе человека, к его особенностям восприятия информации. Поэтому утрата книгой своих позиций может произойти лишь тогда, когда: психологически человек будет естественно воспринимать информацию не по последовательности, а по соподчиненности (через "окна"); "электронное издание" по своей дешевизне, доступности, автономности и простоте пользования (очеловеченности) приблизятся к природе книги. Однако, если "электронная книга" все же когда-либо станет удобным, портативным, малоформатным карманным изданием, то не будет ли это означать, что мы обрели в очередной раз в истории цивилизации просто книгу, одетую в иную материальную форму?

Hosted by uCoz