Добровольский В.В.

ТРАДИЦИОННАЯ И "ЭЛЕКТРОННАЯ" КНИГА: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В течение нескольких тысячелетий книга выступает ярким феноменом человеческой цивилизации. Неоспоримо значение книги в развитии ее как духовной, так и материальной культуры. Прогресс многообразных институтов общества сопровождается столь же постоянным и неуклонным прогрессом книги во всех составляющих ее внутреннюю и внешнюю среду.

Вызов традиционной книге со стороны новых информационных технологий ХIХ - начала ХХ вв. был успешно нейтрализован. Книгопечатание мирно "уживалось" и поступательно развивалось наряду с газетно-журнальным делом, кино- и фотопроизводством и аудиоиндустрией.

Значительно более сложно и противоречиво складываются отношения книги с компьютером. Опосредованно это выражается во многих отношениях, даже в общей тональности высказываний многих специалистов в области современных информационных технологий, превозносящих достоинства и перспективы "электронной" книги и умалчивающих об этих аспектах книги традиционной.

Думается, сложность анализа проблем взаимодействия названных форм существования книги связана, прежде всего, с двумя факторами. Во-первых, это богатейшие информационные возможности ЭВТ, которая совмещает многие достижения радио, телевидения, кино и т.д. Во-вторых, взаимодействие происходит по большей части на "территории", традиционно занимаемой печатной книгой.

Целый ряд других факторов объективного и субъективного характера обусловили определенную успешность "наступления" книги электронной (в дальнейшем ЭК) на книгу печатную и в сфере применения, а еще более в сфере общественного менталитета, в массовой, профессиональной и научной сферах. Поэтому назрела необходимость теоретически разобраться с сущностью ЭК с позицией книговедения.

Представляется, что можно выделить три основных вопроса, от решения которых зависит эффективное решение рассматриваемой проблемы:

  1. Заменит ли ЭК книгу традиционную?
  2. Является ли ЭК книгой или нет?
  3. Должны ли книговеды изучать ЭК наряду с печатной книгой?

Если попытаться обобщить ответ на первый вопрос, то получится примерно следующая логическая цепочка.

Ни одно новое средство информации и коммуникации полностью не вытеснило предшествовавшие ему формы средства коммуникации. Меняется лишь место старой формы в общей системе средств, происходят изменения ее общественных функций и общественной роли.

Традиционная книга и ЭК конкурируют в определенных сферах массовой коммуникации. Вместе с тем примерно в равной мере развивается процесс постепенного усиления положительного взаимодействия книги и ЭК, дифференциации и специализации их функций в общей системе средств массовой коммуникации. Кроме того, происходит развитие третьей составляющей -самостоятельное, поступательное совершенствование каждой из них. Многие годы взаимного сосуществования книги и различных форм ЭК показывает возможность их дальнейшего сотрудничества и в дальнейшем.

Следующая часть рассуждений в большей степени соотносится с вопросом № 2. Если бы книга была тождественна по своим признакам, свойствам, функциям и т.д. ЭК, то она была бы неминуемо вытеснена последней. Примерно так же, как печатная книга почти полностью заменила рукописную, оставив для нее небольшую социокультурную нишу в виде исторического памятника, этнонациональной или религиозной традиции.

"Электронная книга" является одной из разновидностей компьютерной технологии (КТ), несущей в себе черты, сходные у всех разновидностей КТ, черты универсальные, отражающие прежде всего, сущность ее основы - компьютер. ЭК отличает другие признаки, свойства и функции.

И книга, и ЭК выступают также самостоятельными функциональными системами, воздействующими на читателя (потребителя информации) всей совокупностью своих тесно взаимосвязанных и специфически взаимодействующих функций. Совокупность эта у книги и ЭК различна, и даже при наличии одних и тех же функций их взаимосвязи и относительный вес в функциональной системе также различны.

Хотелось бы особо остановиться еще на трех моментах, обусловливающих принципиальное отличие книги от ЭК.

У специалистов, изучающих печатную книгу, растет тревога от осознания опасности утраты природы, сущностной характеристики книги, определяемой ее традиционной материальной формой и постоянством содержания. И на каком бы исторически меняющемся материале ни создавалась книга, это постоянство формы и содержания сохранялось. Можно предположить, что именно стабильность книги явилась ведущим стимулом для изобретения книгопечатания. Стабильность же ЭК является характеристикой, подчеркивающей ее изменчивость, подвижность. Все виды электронных документов, включая ЭК, приобретают стабильность формы и содержания только после их печатного воспроизведения.

Когда мы анализируем диалектику взаимодействия книги и ЭК, нельзя забывать о той общественной роли, которую играла и играет традиционная книга. В течение сотен лет не было ни одной области человеческой деятельности, результаты и выводы которой не передавались бы книгой. Всеохватность явлений также является сущностной характеристикой книги. В отношении ЭК этого сказать уже нельзя. Имея преимущества в определенных аспектах создания информационной, научной, рекламной и некоторых других типов книг, она безусловно проигрывает в детской и художественной книге, имеющих важнейшее социокультурной значение.

Наконец, третий момент. Научные исследования информациологии, энергоинформационных наук убедительно доказали, что в основе жизни Вселенной лежит энергоинформационный обмен. Энергетика традиционной книги несет в себе энергетику создавших ее людей, энергию заключенных в содержании книги идей. Энергетика книги близка к человеку. ЭК, несущая в себе энергетику электронной машины, искажает естественное взаимодействие человека с книгой, оставляя по большей части лишь информационный обмен.

Наконец, мы подходим к третьему основному вопросу: "Должно ли книговедение изучать ЭК?" Вопрос далеко не праздный, так как весьма часто авторитетные специалисты других научных специальностей, а за ними руководство учреждений, где имеются отделы книговедения, пытаются полностью возложить изучение ЭК на книговедов. Книговеды отмалчиваются, прекрасно понимая, что провести полноценное по глубине и широте исследование ЭК они не смогут (впрочем, как не могут сделать это представители любой другой отдельно взятой научной дисциплины).

Должно ли книговедение участвовать в изучении феномена ЭК? Безусловно, но только в тех аспектах, которые относятся не к технической культуре (компьютерное оборудование, программные средства и пр.), а к гуманитарной: проблемы взаимодействия печатной книги и ЭК, автора и "читателя" ЭК, шрифты, дизайн, способы создания, распространения и использования, не вдаваясь в технологические подробности.

Таковы, на наш взгляд, перспективы взаимодействия печатной и "электронной" книги, изучения этого феномена научными методами книговедения.

Hosted by uCoz