Горшков Ю.А.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ КНИГОИЗДАНИЯ В ЮГОСЛАВИИ, ПОЛЬШЕ, КИТАЕ И РОССИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ВЫВОДЫ

Для полной социально-экономической характеристики процесса структурной трансформации экономики российского книгоиздания в 1985-2001 гг. необходим сравнительный анализ с аналогичными явлениями в других социалистических странах. При всех национальных, экономических и географических различиях СССР с Югославией, Китаем и Польшей, их опыт реформирования экономической системы книгоиздания в наибольшей степени показателен для оценки их этапов и результатов. Компаративистика пока не получила своего развития в российском книговедении в силу отсутствия необходимого фактографического материала, а главным образом, - слабости статистической базы. Знание фактов экономического развития российских издательств в рассматриваемый период, опубликованные статистические и аналитические материалы "Российской книжной палаты", данные статей энциклопедического словаря "Книга"; книга И. Шимека "Экономическая политика в издательском деле" (М.: Наука, 1991.- 208 с.), в которой определено содержание основных этапов развития югославского книгоиздания; наконец, исследование А.С. Селищева, Н.А. Селищева "Китайская экономика в ХХI в." (М.: СПб.: Питер, 2004.- 240 с.) позволили в первом приближении провести беглый сравнительный анализ переходных экономик книгоиздания в рассматриваемых странах. Его теоретико-методологический вывод состоит в том, что отличительные методы экономической политики - градуализм и шокотерапия - должны применяться в соответствующей последовательности и продолжительности, а цели экономической политики заключаться в обеспечении как экономического роста, так и структурной трансформации.

Введение общественного самоуправления, осуществление децентрализации издательской деятельности в СФРЮ начались в 1951 г. С 1950-х гг. книга начинает рассматриваться и как культурное благо, и как товар. Издательства стали приспосабливаться к запросам потребителей. Начиная с 1963 г. часть книг югославские издательства стали выпускать в кооперации с зарубежными издательскими фирмами. В 1965 г. была осуществлена экономическая реформа югославской экономики, изменившая принципы народнохозяйственного планирования. Произошла дифференциация самой деятельности - на издателей, ориентированных только на рынок, и на издателей, выпускающих лишь "общественно полезную книгу". Число названий выросло за 1950-1970 гг. на 185,7%, а тираж - на 169,5%.

С 1969 г. начинается перевод всех югославских издательств на рыночные отношения. Сократился выпуск "общественно полезных книг". Были отменены почти все дотации издателям. К 1973 г. издатели в своей основной массе уже ориентировались на рынок, на выпуск книжной продукции большими тиражами. В 1973-1977 гг. усиливается внимание общества к содержанию выпускаемых книг, которые часто отражали мещанские вкусы. Издательская деятельность стала строиться с использованием положительного и отрицательного опыта, накопленного за прошедшее время. Республики с их центрами становятся самостоятельными. Конституция СФРЮ от 1974 г. закрепила результаты экономической демократизации страны и зафиксировала политический приоритет республик над федеральным центром. Число книг и брошюр с 1971 по 1978 г. выросло на 107,1%, а их тираж - на 102,2%. В 1978 г. Югославия находилась в числе ведущих стран по объему изданий, занимая 10-е место в мире.

Таким образом, рыночная трансформация социалистической экономики книгоиздания Югославии осуществлялась в два этапа, 1951-1968 гг. и 1969-1978 гг. На первом этапе реформы осуществлялись на основе централизованных партийно-государственных плановых решений. Например, в рамках Общественного плана развития Югославии на 1964-1970 гг. были разработаны Рекомендации по развитию издательской деятельности. С 1969 г. книгоиздательская деятельность развивалась без заметной помощи со стороны общества. Потеря управляемости отрасли со стороны государством определила существенное снижение темпов роста книжной продукции во втором этапе реформ. В Югославии с конца 1970-х гг. наблюдался спад выпуска книжной продукции. Замедлить кризисные явления в отрасли удалось лишь с принятием всеми субъектами книжного рынка Общественного договора о книге.

Реформирование организационной структуры управления и производства выступало основным мобилизационным фактором экономического роста. Югославия являлась хрестоматийным примером превращения отсталой в среднеразвитую индустриальную страну. Югославская экономическая модель совмещения стратегии развития и перехода была взята на вооружение китайскими реформаторами в сентябре 1976 г., когда с политической арены была удалена “банда четырех” в составе политбюро ЦК КПК, т.е. ближайшие помощники Мао Цзэдуна по “культурной революции”.

Начался период постепенного роста книгоиздательского дела. Стали увеличиваться ассигнования на его нужды. Бурно развернулся процесс возрождения и развития разного рода общественных ассоциаций, научных обществ, фондов. В Китае идейное и политическое размежевание общественных сил предшествовало экономическим реформам. В КНР и за её пределами начало хозяйственно-экономических преобразований обычно связывают с памятным III пленумом ЦК КПК 11-го созыва (18-22 декабря 1978 г.). Темп реформ был столь стремительным, что в 1979 г. ЦК КПК провозгласил курс на "урегулирование, преобразование, упорядочение, повышение". В 1980 г. главным в этом курсе объявляется "урегулирование", которое продлилось до 1985 г. В 1979 г. была основана Китайская ассоциация работников издательского дела, в 1985 г. - Государственное агентство по авторскому праву.

Главным лозунгом проведения китайских экономических реформ в первой половине 1980-х гг. становится "сочетание плана и рынка", где "плановая экономика - главное, а рыночная - второстепенное". Экономический рост во многом, если не в решающей степени, зависит от основательного повышения уровня грамотности и культурно-технической подготовки населения, его профессионального обучения и переобучения. Для Китая проблема "человеческого капитала" была остра как нигде в мире. В середине 1980-х гг. более одной трети населения старше 15 лет было неграмотно, не менее половины - малограмотные. Поэтому среди книг, выпускаемых в развивающихся странах, преобладает так называемая функциональная книга, которая связана с экономическими, техническими и научными видами деятельности. Сюда относятся в первую очередь учебники и специальная литература, необходимая для профессионального совершенствования. Функциональная книга отвечает деловым потребностям, которые можно легко установить, определить и оценить. Издательский риск сводится здесь к минимуму, и пока потребность в данной книге существует, её можно переиздавать без всякого риска. Данная категория изданий имеет самую долгую коммерческую жизнь, в основном путем периодического приспособления к развитию исследований. Число книжных изданий с 1979 по 1984 гг. увеличилось на 203,0%, а их тираж - на 133,8%. Наиболее крупными тиражами стали выходить произведения детской и юношеской литературы, книги для народного образования, общественно-политическая литература. 20 из 214 издательств занялись выпуском книг на языках национальных меньшинств. В 1981 г. они издали около 2 тыс. наименований книг на 15 из 55 национальных языков. В 1981 г. было, например, издано 25,6 тыс. наименований книг, в том числе 4 тыс. - только учебников (15,6%), общим тиражом 4,9 млрд. экземпляров, что явилось своеобразным рекордом в истории страны.

В октябре 1984 г. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва принял постановление о реформе экономической системы в городах, чем объясняется её второй этап. Постановление ЦК КПК о реформе хозяйственной системы, октябрь 1984 г. - курс на "развитие многообразных форм экономики и способов хозяйствования" при главенстве общественной собственности на средства производства. Государственная промышленность и строительство абсорбируют различные формы установления подрядных отношений предприятий с государством. Активно внедряется аренда государственных и коллективных предприятий. С 1987 г. политически разрешено функционирование частных предприятий с 8 наемными работниками и более.

Число издательств к последней трети 1980-х гг. более чем удвоилось. Развивается специализация издательств, получает развитие книгоиздание в провинциях, издательства выходят на внешние рынки. Отчетливо прослеживается экспортная ориентация книжного выпуска. Создаются совместные предприятия с зарубежными партнерами для продвижения издательской продукции за рубеж. Подписывается ряд контрактов с компаниями США на издание в английском переводе ведущих китайских журналов. В рамках Китайской ассоциации издателей создается Агентство по международным издательским проектам, соглашениям и контрактам.

За период с 1980 г. КНР резко увеличила выпуск издательской продукции, в частности, по числу ежегодно выпускаемых книг и брошюр - более чем вдвое. КНР вышла на второе место среди социалистических стран и на шестое место в мире по числу ежегодно выпускаемых изданий. Она обогнала СССР по числу ежегодно выпускаемых изданий естественнонаучной тематики, книг для детей и юношества, учебников. По данным китайской прессы, в 1988 г. наиболее популярными были книги по культуре и образованию, особенно среди учащейся и студенческой молодежи. В Китае в 1989 г. было издано свыше 11,7 тыс. наименований школьных учебников общим тиражом свыше 2,7 млрд. экз., а также около 8,6 тыс. названий книг для детей общим тиражом свыше 226 млн. экз. Вместе с тем спрос на научно-техническую литературу оставался без изменений, а по некоторым оценкам даже снизился. В конце 1980-х гг. имелось около 10 тыс. книжных магазинов. Кроме того, в стране насчитывалось свыше 60 тысяч коммерческих точек по продаже печатной продукции.

Главным препятствием на пути реформ в 1988-1989 гг. стали быстрый рост цен и инфляции. С первой половины 1988 г. рост цен стал уже выражаться двузначными цифрами. Замедление инфляционного процесса в первую очередь требовало ограничения экономической деятельности органов власти. Темпы создания издательств существенно замедлились. В 1985 г. в Китае имелось 416 издательств, в начале 1990-х гг. - 462., большинство из которых специализировано на издании книг по отдельным отраслям. В начале 1990-х годов распространением книжной продукции стали заниматься и сами издательства в сотрудничестве с торгующими организациями. Выпуск книжной продукции по числу изданий увеличился с 1985 по 1992 г. на 206,6%.

Х1У съезд КПК (октябрь 1992 г.) выдвинул концепцию “социалистической рыночной экономики”, сменившую прежнюю концепцию “социалистической товарной экономики”. Тем самым был обозначен не просто новый этап экономической реформы, а начало качественно нового периода трансформационного процесса. В 1994 г. начали осуществляться программы реформирования финансово-налоговой, банковско-финансовой, валютной, ценовой систем и создание “системы современных предприятий”.

На ХV съезде КПК (сентябрь 1997 г.) были подведены итоги формирования “строительства социализма с китайской спецификой”. В 1997 г. в Китае было выпущено 121531 книг, что на 130,7% больше, чем в 1992 г. Важно отметить, что происходил не только количественный, но и качественный (структурный ) рост китайской книжной продукции. В 1994 г. доля разделов функциональной книги в структуре книжного выпуска КНР составила 85,1%, что примерно соответствовало уровню СССР в 1985 г. - 82,5%. Качественный рост отличал китайский книжный выпуск всех 1990-х гг., тогда как количественный - 1980-е гг. Так, если в 1980 г. выпуск книг и брошюр на душу населения в КНР составил 3,8 экз., то в 1985 г. - 5,6 экз., а в 2001 г. - 6 экз.!

Успешное внедрение в практику китайского книгоиздания принципов "социалистической рыночной экономики" опиралось на пятнадцатилетний период перехода от централизованного к децентрализованному управлению. При этом, в отличие от югославской модели, не были потеряны государственные рычаги развития отрасли. Руководство издательским делом в рассматриваемый период осуществляло Государственное агентство по делам издательств, на которое возложены задачи контроля партийный решений в отношении отрасли, а также координации выпуска изданий, производства и распространения печатной продукции.

Советское партийно-государственное руководство прекрасно знало как югославский, так и китайский опыт экономического развития, начиная с апреля 1985 г. грандиозную политико-экономическую перестройку страны. Однако в расчет был взят моментный уровень социально-экономического развития СФРЮ и КНР на начало 1980-х гг. Югославские книгоиздатели с конца 1970-х гг. вступили в полосу депрессивного состояния конъюнктурного цикла, переросшего в экономический кризис. Отмечался рост инфляции, цен на бумагу и полиграфические услуги. В начале 80-х гг. резко ухудшился платежный баланс издательской деятельности. Выпуск книг и брошюр на душу населения упал с 2,8 в середине 1970-х гг. до 2,3 в 1986 г. Лишь принятые чрезвычайные меры, особенно в части кредитования издательств, позволили замедлить спад югославского книгоиздания. Если югославское книгоиздание находилось в состоянии депрессии, то китайское начинало "с нуля". В 1985 г. разрыв между СССР и КНР по выпуску книг и брошюр на 1 млн. человек составляло 9 к 1. Поэтому стратегия экономического развития отвергалась как неактуальная, а значимость приобретало лишь структурная трансформация экономики - стратегия перехода. В докладе на ХХУШ съезде КПСС в июле 1990 г., генеральный секретарь М.С. Горбачев заявил: "За пять лет мы сделали революционный рывок во всех сферах жизни". В полной мере такой политический вывод относился к срокам процесса демократизации советского государственного книгоиздания. В Югославии аналогичный процесс занял 17 лет (1951-1968 гг.), в Китае - 15 лет (1976-1991 гг.), а в СССР - 7 лет (1985-1991 гг.)!

Советская историография знает массу примеров попыток "загнать клячу истории" и их плачевных, а порой и трагических результатов. Политика перестройки яркий тому образчик. В СССР в 1985-1990 гг. наблюдалось снижение книжного выпуска: по числу изданий - 77,9%, а по тиражу - 92,5%. Столь значительный спад советского книгоиздания объясняется тем фактом, что просто не успевали продемонстрировать свою жизнеспособность социально-экономические формы демократизации отрасли. Лавинообразный характер их образования создавал губительную конкуренцию за дефицитные материально-технические ресурсы. Они просто не успевали в должной мере развиться. Только мощный комплекс институциональных структур процесса демократизации государственного книгоиздания обеспечивал приемлемый для общества результат перестройки отрасли. Полностью был проигнорирован китайский опыт "урегулирования" на каждой фазе процесса реформирования.

Был выбран путь радикальных системных преобразований. Их темп определялся политическим фактором. В условиях политико-экономического цейтнота российской власти осени 1991 г., принятие решений основывалось на основе прецедента. Радикальная экономическая реформа в России, начавшаяся в 1992 г., была вдохновлена примером Польши. Здесь "шоковая терапия" началась в 1990 г.

Шоковая терапия - подход к экономическим реформам с позиций "большого рывка", то есть реализации всех задач стабилизационного периода как можно быстрее при минимально допустимом уровне социальных гарантий. В этом году выпуск книжной продукции по сравнению с предыдущим годом снизился: по числу изданий - 91,3%, а по тиражу - 81,7%. Лишь в 1992 г. польский книжный рынок стабилизируется. Отрасль вернулась на траекторию экономического роста. В 1992 г. начинается приватизация польских издательств. В России этап стабилизационной политики завершился в 1995 г., то есть скорость российских реформ была равной польской "шоковой терапии". Так же, как в Польше, в России происходило сокращение выпуска научной литературы и рост литературно-художественных изданий. Удивительным образом совпадали в конце периода пропорции их выпуска: научной литературы - 25% и художественной - 20%. При этом социальные издержки радикальных преобразований в российском книгоиздании оказались значительно большими, нежели в польском книжном деле.

Уже по итогам первого года радикальной экономической реформ уровень падения российского книгоиздания существенно превысил польский показатель. В России в 1992 г. по сравнению с 1991 г. число изданий составило 84,3% и тираж - 80,6%. Цены на книги в Польше в 1990 г. выросли в 10-11 раз и стабилизировались в последующие годы. При этом цены на бумагу почти сравнялись в мировыми. В России цены на книги в 1992 г. выросли почти в 20 раз. Если рассматривать среднегодовой темп инфляции в российском книгоиздании за 1992-1993 гг., то цены выросли в 15,3 раз, то есть были сопоставимыми с польскими на начальном этапе реформ. Все же рост цен на книги в Польше был ниже, чем в России. Отсюда наблюдался более глубокий спад тиражности российского книгоиздания. Книгообеспеченность в Польше за годы реформы упала вдвое: с 6,6 книги на душу населения конца 1980 г. до 3,0 книги в 1992. В России книгообеспеченность за годы реформы упала втрое!

Одной из существенных причин чрезвычайно болезненных последствий для российского книгоиздания политики "шоковой терапии" была её недостаточная подготовленность. В СССР эпоха перестройки заняла всего около 7 лет. В Польше, как в Югославии и Китае, проводили политику постепенных экономических реформ структуры управления. Она длилась в отрасли 16 лет (1973-1989 гг.), поэтому здесь число названий книг и брошюр за период 1975-1989 г. увеличилось на 102,2%, а по тиражу - 149,7%. В отличие от России в Польше к 1990 г. была проведена коммерциализация государственных издательств. Они получили свободный выход на внешний рынок, не испытывали проблем с покупкой бумаги, выполнением полиграфуслуг. Эту задачу переходного этапа российское руководство стало решать сразу в 1992 г., но акцент был смещен на 1993 г. Приоритет был отдан либерализации цен. В итоге инфляция в российском книжном деле превзошла польский уровень и больно ударила по государственным издательствам, обеспечивавших решение социальных задач реформы. Слабое развитие коммерциализации государственных издательств не компенсировалось частной инициативой. Так, соотношение числа государственных (вместе с кооперативными) по отношению к частным в Польше в 1990 г. составляло 1:15. В России - 1:6.

Возникает вопрос: нужна ли вообще радикальная экономическая реформа? “Шоковая терапия”, проводимая с 1992 г., превратила скрытую гиперинфляцию в открытую, обозначив крайнюю нерациональность производственной структуры книгоиздания. Замена государственного частным книгоиздания позволила сформировать структуру книжного рынка, что обеспечило значительное снижение и замедление инфляционного процесса к 2001 г. Этим годом следует датировать завершение не только этапа становления рыночной книгоиздательской экономики современной России, но и завершение всего периода её структурной трансформации.

Сравнивая временные параметры периода становления рыночной экономики в России с аналогичным процессом в рассматриваемых нами странах, приходим к выводу о его относительной продолжительности. Он длился 10 лет. В Югославии же, - 9 лет, в Польше - 8 лет, в Китае - 6 лет. России пришлось в 1990-е гг. “доделывать” нерешенные задачи предыдущего этапа структурной трансформации. Известный русский историк В.О. Ключевский проницательно предупреждал в отношении стран запаздывающего развития: “нужда реформ назревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необходимость ускоренного движения вдогонку ведет к перенесению чужого наскоро” (Соч. Т.9.- М., 1990.- С.361). Поэтому “шоковая терапия” в 1992 г. объективно была преждевременна. Догматическое проведение такой политики на основе практики американских экономистов в латиноамериканских странах, показавшее негативные проявления в существенно продвинутой к рынку Польше, крайне усложнило и драматизировало социально-экономическую ситуацию в России. В этом отношении, чем больше по продолжительности период радикальных экономических преобразований, тем он болезнее сказывается на развитии общества.

Как показал наш сопоставительный анализ, скорость и эффективность радикальных реформ зависит от степени реализации последовательных задач предшествующего её этапа. Как правило, стадия реформирования организационной структуры управления почти вдвое длиннее периода радикального реформирования. Темп подготовки к его осуществлению определяется культурными традициями, системой укоренившихся формальных и неформальных правил и норм. Только выработав и установив новые правила политико-правового консенсуса общественного управления, можно добиться настоящей рыночной экономики.

Hosted by uCoz