Яскажук Т.С.

ФЕНОМЕН НОТНОГО ИЗДАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК И ОТДЕЛОВ

Язык музыки, обладая национальными отличиями, в то же время универсален, так как, выступая средством общения, он выполняет функцию коммуникации эмоционально-эстетического, духовного характера. И прогресс музыкальной культуры в последние столетия неразрывно связан с развитием неформализованного, многогранного языка музыки, отражающего душевные переживания, духовные устремления людей, менее ярко и прочувствованно передающиеся языком речи. Поэтому музыка не может быть точно и однозначно переведена на язык естественного общения, хотя оба языка имеют ряд основных факторов жизнедеятельности: необходимость в обеспечении социальных коммуникативных процессов; функционирование в рамках законов акустики; подчиненность нормам психологии восприятия. Используя язык музыки, композиторы создают оригинальные музыкальные произведения, которые фиксируются на материальных носителях с помощью нотной записи. Таким образом, бытие музыкального творения как составной элементарной частицы музыкальной среды начинается с воплощения в нотном тексте. Именно здесь запечатлевается то, что существовало только в сознании композитора в виде абстрактной, звуко-образной идеи и то, на чем исполнитель строит свою исполнительскую интерпретацию произведения. Можно сказать, что музыкальный текст лежит в основе осуществления всей музыкальной деятельности, в разной форме присутствует на всех ее стадиях. И от того, как композитор записывает музыкальное произведение и как исполнитель его читает, зависит и то, как это произведение прозвучит и будет воспринято слушателем.

Музыкальный текст, воплощенный в нотной записи - это средство материализации музыкального языка произведения. В широком смысле нотная запись является одной из форм письменности, представляющая собой тип исторически развивающейся знаковой системы, предназначение которой состоит в "фиксации музыкально-образной информации, закреплении ее во времени, передачи на расстоянии".

Необходимо отметить, что нотные тексты, как явление фиксации музыкальных произведений, принадлежат нескольким пластам культуры: музыкальной культуре, общей культуре, различным ее направлениям (театральному, хореографическому и т. д.). Также ноты, как особый вид документов, принадлежат специфичной библиотечной культуре, так как являются предметом исследования библиотековедов, а также предметом практической деятельности специалистов музыкальных библиотек. В профессиональной литературе феномен воспроизведенных на материальных носителях нотных текстов (нот) и текстов о музыке (книг) в совокупности представлен таким явлением как музыкальная литература.

Сохранение и развитие музыкальной деятельности, музыкальной культуры в целом требует бережного отношения к музыкальной литературе и в частности к нотному тексту. Предполагает изучение и осмысление нотного текста, его исторически обусловленных специфических особенностей. История становления и развития нотного письма идет от пиктографических изображений первобытных цивилизаций Америки, а также пиктографического письма Древнего Египта. В Древней Греции применялась буквенная система обозначения звуков. В средние века получила распространения "невменное письмо" - особые знаки "невмы" писались над словесным текстом для напоминания мелодий песнопений, так как невменное письмо использовалось преимущественно для нотации католических песнопений. В России существовала своя разновидность невменного письма - это знаменное или крюковое письмо. Музыкальные знаки в первых нотных книгах русской церкви, также как и в Европе, проставлялись над слогами и словами текстов в виде надстрочных знаков или ударений. В XI в. было предложено ввести специальные нотные линии для обозначения высоты звуков, а чуть позже появились нотные знаки, заменившие невмы и обозначающие одновременно высоту и длительность звучания. В России переход от крюкового письма к пятилинейной нотной системе завершился в XVII в.

В целом, можно говорить о том, что нотное письмо как выражение особого корпоративного языка музыкантов первоначально развивалось в рамках традиционного текста. Специальная запись - знаки, вписанные в текст над определенными словами - существовала параллельно с основным текстом песнопений. И при слиянии двух языков (традиционного и музыкального) первичен был все же традиционный. Таким образом, при наличии двух параллельных текстов одного произведения на одном материальном носителе (традиционного и музыкального) его доступность не имела ограничений, такой текст мог читать и музыкант, и обычный человек.

После многовековых исканий в процессе развития музыкального искусства было выработано современное нотное письмо, благодаря стабильности и в то же время постоянному совершенствованию которого на протяжении XVII-XIX вв. сложилась интернациональная и универсальная система нотной записи музыкальных произведений. По мере совершенствования нотации композиторы могли полнее фиксировать свои замыслы, то есть утверждался приоритет авторства. И если в музыкальной практике XVII-XVIII вв. наблюдалось весьма свободное обращение с авторским текстом при его исполнительской "расшифровке" (прочтении), то в XIX в. композиторы все более полно закрепляют в тексте свой замысел, расписывая различные нюансы звучания с помощью определенных знаков, символов, слов. Трансформация нотного письма привела к тому, что создавать и читать музыкальные тексты могли только люди, имеющие определенную музыкальную подготовку. И даже тексты вокальных произведений, где присутствуют и нотный и словарный текст ориентированны на музыкантов, так как здесь словарный текст, адаптированный (по отдельным фразам), помещается под нотами, имеющими основное текстовое и звукосмысловое значение.

В XX в. в авторских нотных текстах просматривается как минимум два подхода: первый - максимальная детализация, подробное указание исполнительских нюансов, указывается даже хронометраж звучания произведения с точностью до секунды, тем самым сокращая до минимума творческий, личностный подход исполнителя; второй - отношение композитора к исполнителю как к соавтору, когда композитор оставляет произведение как бы незавершенным, давая только его контуры, выразив основную мысль, образ и оставляя на усмотрение исполнителя воссоздание и наполнение образа конкретными исполнительскими приемами. К концу XX в. композиторы все больше стали экспериментировать в создании нотных текстов, что было вызвано расширением звуковых явлений: новых звучаний и соответственно новых исполнительских приемов. Активное использование электронной музыки породило идею перехода на цифровую систему нотации. Но, как отмечают исследователи, новая система музыкальных символов так и не сложилась, так как в экспериментах с фиксацией нотных текстов не выработано единого информационно-коммуникативного подхода.

Таким образом, феномен нотного текста имеет довольно сложную структуру. Запись музыкального сочинения производится условными графическими знаками - нотами (от латинского nota - письменный знак, помета), которые определяют высоту изображаемого ими звука и его длительность. В отличие от традиционного текста, в нотах нет иллюстраций, а сама запись, помимо нот включает развитую систему условных знаков и обозначений: специальные знаки, уточняющие длительность звуков, динамические оттенки, разнообразные динамические штрихи; цифры, указывающие на размерность исполнения произведения и расположение пальцев при игре на инструменте. Также существуют дополнительные словесные пояснения на русском и итальянском языке с указанием темпа, характера и способа исполнения произведения. В вокальных произведениях к этому добавляется словесный текст. Специфичностью нотного письма обусловлено выделение нотных изданий в особый вид печатной продукции.

Сегодня исторически сложившаяся система нотации, нотного текста, как одна из форм бытия музыкального произведения, обеспечивает его постоянную потенциальную готовность к включению в реально бытующую музыкально-звуковую среду. Музыкальное произведение, "ужатое" композитором в графическую схему, столетиями пребывающее в ней, в момент исполнительского воссоздания обретает свою изначальную функцию -становится частью музыкальной культуры, реализуя связь эпох, поколений, объединяя музыкантов и слушателей. Таким образом, и сам нотный текст и прочитанное музыкальное произведение (переведенное из графического в звуковое состояние) является объектом музыкальной деятельности и раскрытия творческого потенциала музыкантов. И здесь важно отметить, что нотное письмо - старейший вид записи музыкального звука как интернациональный, корпоративный, искусственно созданный язык до сего времени сохраняет свою значимость и действенность в музыкальной среде. А для музыкальных библиотек и отделов нотный текст, нотное издание - это традиционный, наиболее распространенный вид документа, используемый в библиотечно-информационном обслуживании музыкантов, несмотря на открывающиеся технические инновации.

Hosted by uCoz