Сокольская Л.В.

СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНСКАЯ КНИГА: ВИДЫ ИЗДАНИЙ

Жанр женской книги, традиционно существующий в других странах, в отечественном книгоиздании в силу определенных общественно-политических причин начал развиваться лишь в последнее десятилетие XX в. Новизна явления не позволила ему получить должное научное осмысление. Между тем социальные корни практики издания книг для женщин, психологическая сторона чтения женщинами особых "женских" книг, книгоиздательская политика в этом направлении - это вопросы, представляющие значительный интерес для современных специалистов книжной сферы.

Понятие "женская книга" в своем исходном толковании, как "книга, созданная для женщин", вряд ли бесспорно, так как изначально невозможно отчуждение от подобного издания мужчин-читателей. Тем не менее реальная современная книгоиздательская и читательская практика позволяет достаточно уверенно утверждать: женская книга как жанр существует.

Книга - не только результат духовного производства, продукт культуры, но и вполне утилитарная вещь, к которой человек обращается с конкретными целями: как к средству отдыха и развлечения, в поиске сведений, рекомендаций, советов. Известно, что определенная группа изданий целенаправленно предназначена для подобного утилитарного использования. Однако не только научно-популярные и справочные издания для женщин, но и женская художественная книга, как показывают различные опросы, также выступает в качестве "практического руководства" для их читательниц. Следовательно, женская книга создается как результат реакции писателей, журналистов, книгоиздателей на преимущественно женскую потребность в информации. Социологические исследования чтения женщин демонстрируют, что предпочитаемые ими тематика, виды изданий непосредственно связаны с проблемами их социально-семейного статуса, досуга, быта, здоровья. Подобная женская специфика в чтении - важнейший фактор, предопределяющий существование женских книг.

Не менее важен фактор читательской активности женщин, стимулирующий процессы создания, издания и распространения предназначенных для них книг. Во всех развитых странах женщины более активные, чем мужчины, покупатели и читатели книг. Зарубежные книгоиздатели, давно работающие по законам рынка, не случайно значительную долю своей продукции адресуют именно женщинам. При многих издательствах, книжных магазинах США существуют женские клубы, проводятся встречи поклонниц дамских романов. Подобная картина феминизации читательской аудитории характерна и для современной России.

Несмотря на то, что отечественный рынок женской книги действует короткий срок, сегодня он многообразен и в видовом, и в тематическом аспектах, отвечает любым пристрастиям этой читательской группы. Следует констатировать, что в книгоиздательской продукции сложились основные виды изданий для женщин.

  1. Женские справочные издания. Справочная литература для женщин разнообразна по тематическому и читательскому назначению, характеру информации. Это энциклопедии, справочники, словари, предназначенные для девочек, девушек, женщин. Темы этих изданий отражают круг "вечных" и актуальных проблем и интересов современной женщины: бытовая культура, здоровье и др.
  2. Научно-популярные книги для женщин. Издания подобного характера представлены в разной отраслевой литературе: психологической, технической, спортивной и др. Особую группу среди научно-популярных книг для женщин составляют книги о личностях женщин. Социологические исследования женского чтения показывают, читательницы оказывают подобным изданиям особое предпочтение. Достаточно уверенно можно утверждать, что самые разные по тематике научно-популярные книги о женщинах более всего привлекают именно женскую читательскую аудиторию.
  3. Книги для досуга женщины. Тематика подобных изданий учитывает разнообразные интересы и увлечения женщин, к примеру, гадание, астрологию. Новым видом издания являются "Дневники", содержащие различные сведения досугового характера и одновременно предполагающие ведение в них женщиной личных записей.
  4. Литературно-художественные издания для женщин. По отношению к художественной литературе определение "женская книга" вызывает наибольшие возражения. При определенной условности подобного художественного жанра, его ведущими признаками следует признать такие, как: женщина - автор книги, женщина - центральная героиня произведения, женщина - художник, оформивший книгу, женщина - преимущественный читатель данной книги. Современная женская художественная литература представлена в основном романами - любовными и детективными.

Любовные романы. Жанр любовного романа многообразен. Он объединяет книги разной психологической тональности ("розовые" романы или мелодрамы, романы "страсти пылкой", эротические, психологические, "ужастики", мистические романы и романы с элементами футуризма и др.), разной "временной" тематики (исторические и современные, в том числе среди исторических - неоготические, викторианские, романы плантаций и т.д.), разной степени качества (высокохудожественные произведения и "массовая" литература). Одновременно совокупный книжный рынок страны предлагает до 500 названий любовных романов, большинство которых изданы в сериях (в отдельные периоды таких серий издается до 80).

Женские детективы. Книги этого жанра можно определить, как взгляд женщины на криминальную ситуацию. Новый для отечественного книгоиздания вид литературы за короткий срок приобрел большую популярность, секрет которой в удачном совмещении в сюжете линий любовного, авантюрного и психологического романа. На сегодняшний день самыми читаемыми женскими детективами являются книги А. Малышевой, А. Марининой, Т. Степановой, Е. Яковлевой, М. Серовой, Т. Поляковой, А. Даниловой, П. Дашковой, Е. Арсеньевой.

В репертуаре женской художественной литературы в небольшом количестве присутствуют книги и других разновидностей - женской художественной психологической прозы (В. Токарева, Л. Петрушевская, Фр. Саган, Д. Дю Морье), женской фантастики (Б. М. Нортон), феминистские романы.

Среди женских литературно-художественных изданий значительное развитие получили документально-художественные книги публицистического и мемуарного характера. Женская публицистика - принципиально новый для отечественного книгоиздания вид литературы. Наиболее яркая "звезда" современной женской публицистики - Л. Васильева ("Кремлевские жены", "Кремлевские дети").

Женские мемуары. Популярность этого жанра в покупательской и читательской среде столь велика, что отдельные издательства выпустили (выпускают) серии женских мемуаров ("Крон-Пресс" - серия "Любовь и судьба", "Русич" - серия "Женщина-миф"), в целом увлечение этим жанром не обошло большинство издательств: "Горизонт" (Г. Вишневская), "Центр-полиграф" (Л. Гурченко), "Северо-Запад" (Э. Пиаф), "Новости" (М. Плисецкая), "Издательство им. Сабашниковых" (Н. Берберова), "Вагриус" (Б. Бардо) и др.

Таким образом, внушительную по разнообразию группу изданий в современном книжном ассортименте составляют издания для женщин. Фактически лишь за одно десятилетие в этом направлении российский рынок книги приблизился к мировому, в значительной степени ориентированному на женщин как покупательниц и читательниц книг. Подобное явление следует оценить как прогрессивное. Издание литературы для женщин - это оценка художественного женского творчества, признание права женщин на особые чувства и интересы, форма заботы об их отдыхе, быте и здоровье, это своеобразная привилегия женщин как наиболее активной читательской аудитории. Стабильная потребность женщин в чтении разнообразной литературы, престижность чтения в женской читательской среде позволяют прогнозировать устойчивость их интереса к специально предназначенным для них изданиям, следовательно, динамичное развитие рынка женской книги.

Hosted by uCoz