Соколова И.С.

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИЗДАНИЙ ПО ЕСТЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

Информационные издания играют важную роль во многих областях человеческой деятельности. Однако в естественных науках, отличающихся от всех других безусловной потребностью со стороны ученых располагать сведениями о недавно выполненных исследованиях, об их результатах, без чего невозможна собственная научная работа естествоиспытателей, информационные издания занимают особое место.

На наш взгляд, информационные издания по естественным наукам прежде всего выполняют функцию информирования о новых достижениях, тогда как такие издания гуманитарной тематики призваны синтезировать различные, порой разрозненные, противоречивые представления, фрагменты знания, в том числе полученные и много лет назад. Когда мы имеем дело с информационными изданиями по естественным наукам, при соположении библиографических описаний, аннотаций, рефератов или фактов и концепций в обзорах складывается целостная картина. В информационных изданиях гуманитарного характера видится попытка преодоления разнородности тех же отдельно взятых библиографических описаний, аннотаций, рефератов, фактов и концепций в обзорах, которая становится отражением внепарадигмального типа функционирования, присущего гуманитарному знанию. В библиографических и реферативных изданиях эта попытка скорее формальна, в обзорных она более содержательна. Выделенные нами приоритеты не должны абсолютизироваться - информационные издания обеих тематических групп выполняют многообразные функции, которые пересекаются.

В гуманитарных областях научно-информационная деятельность сближается с научной. В результате создаются информационные издания, содержащие вторичную информацию, которая в то же время может рассматриваться как новая, лежащая на метауровне по сравнению с исходной. В сфере естественных наук положение иное. Здесь научно-информационная деятельность не ведет к генерированию новых результатов, так как их получение требует, как правило, проведения экспериментальных исследований.

Указанное отличие информационных изданий естественнонаучной тематики от подобных изданий по гуманитарным наукам объясняется не только неразрывной связью научной и научно-информационной деятельности в случае последних, но и тем, что в гуманитарных областях знание присоединяется к объекту, меняя этот объект, чего не происходит в естественнонаучной сфере. По нашему мнению, это явление вызвано особой ролью субъекта в гуманитарном познании, его включенностью в объект. Учитывая, что субъект уникален, можно понять, что каждый раз мы будем видеть несколько иной объект. Кроме того, сам гуманитарный объект в отличие от естественнонаучного (если не рассматривать определенные разделы естественных наук, скажем, геологию) историчен, он подвержен существенным изменениям во времени. В естественных науках постоянно появляются новые объекты (например, в химии), но они не порождение субъективного взгляда конкретного исследователя на уже известные объекты. Таким образом, информационные издания естественнонаучной тематики фиксируют и транслируют новое знание и знание о новых объектах, а издания этого типа по гуманитарным наукам направлены на выявление нового качества объектов. В первой ситуации процессы фиксации и трансляции вторичны по отношению к закрепленному в научных изданиях знанию, в то время как последняя сопряжена с возможностью обнаружить новые смыслы в представленном ранее в изданиях научного типа знании, чему способствует замысел показать его в ряду знаний, полученных другими учеными.

При анализе особенностей информационных изданий по естественным наукам нельзя не учитывать специфику произведений-первоисточников, которые несут на себе черты, свойственные самому естественнонаучному знанию. Произведение гуманитарной тематики - это всегда выражение индивидуальности его автора в отношении как содержания, так и формы. Естествознание преодолевает релятивизм личностей, школ, наций, поэтому создатель текста естественнонаучного характера тяготеет к избеганию субъективизма и к обезличенности. В случае произведений естественнонаучной тематики, относящихся к информационному виду литературы, это означает, что их авторы при передаче чужой мысли должны добиться идентичности на уровне смысла, тогда как в гуманитарных областях часто важно по возможности сохранить и первоначальную форму, тесно связанную с семантикой.

Констатирующее сообщение в рефератах, отражающих естественнонаучные области знания, отвечает задаче донесения до потенциального читателя основных фактов, содержащихся в первоисточнике. Если мы имеем дело с рефератами гуманитарной тематики, возникает потребность в дополнении констатирующего сообщения отсутствующими в произведении-первоисточнике элементами интерпретации и в некоторых случаях оценки, выполненных референтом.

При подготовке рефератов и обзоров по естественным наукам автор, как правило, сталкивается с более или менее стройной терминологической системой той или иной науки или ее раздела. Проблема написания рефератов и обзоров гуманитарной тематики с этой позиции выражается в присутствии самых различных подходов разных авторов к вопросу терминологии, в многообразии терминов, обозначающих один и тот же объект. В таких ситуациях создается противоречие между стремлением к сохранению авторских решений и потребностью в общепонятности текста, и здесь требуется разъясняющий комментарий автора произведения информационного вида литературы.

Адекватное отражение смысла первоисточников по естествознанию во время подготовки вторичных произведений возможно благодаря выделению ключевых моментов их содержания, относительно четко локализованных в структуре таких произведений. Для гуманитарных областей необходимо вовлечение в рассмотрение практически всего объема текста. Здесь структура текста просматривается труднее, сложнее в этом случае и сказать, где сосредоточены ключевые точки текста.

Для составления реферата или обзора по естественным наукам обычно не требуется прибегать к точному воспроизведению слов автора. В этом нет необходимости, так как важна не форма, а смысловое соответствие исходного и вторичного текстов, что в естественнонаучных областях можно получить, оперируя общепринятой терминологией, нетекстовыми формами предъявления информации. В гуманитарной сфере часто крайне трудно или невозможно передать мысль автора, не используя его речевые конструкции, поскольку смысл и форма слиты воедино, предельно индивидуализированы.

С нашей точки зрения, можно говорить о том, что реферат естественнонаучной тематики свободен от личной позиции и взглядов референта, который проявляет себя, лишь с большей или меньшей точностью отбирая аспекты исходного текста, отражающие основной его смысл и представляющие ценность для читателя. В реферате по гуманитарным наукам в отличие от реферата по естественным с его нейтральностью при изложении сути исследования неизбежна большая или меньшая степень "присутствия" референта, которое вызвано возможным столкновением взглядов двух специалистов, имеющих разный опыт, представляющих разные направления науки или школы, рассматривающих вопрос с разных методологических позиций.

Содержание рефератов естественнонаучной тематики не выходит за пределы содержания первичных произведений, на основе которых они написаны. В рефератах по гуманитарным наукам появляется семантическое поле, включающее информацию, отсутствующую в первоисточнике. Это предварительные сведения об авторах и их научных трудах, элементы оценки реферируемой работы. Происходит расширение объема информации реферата по сравнению с объемом информации первоисточника; наблюдается своего рода ее восполнение за счет сведений, необходимых для правильного "осмысления" источника. В случае естественных наук для читателя не имеет особого значения представление автора, которое может указывать на страну, где он работает, на его научную школу, на предыдущие работы. Не играют роли здесь и оценки, потенциально возможные со стороны референта.

В реферате по естественным наукам важно сообщить специалисту о том, что сделана соответствующая научная разработка и как она сделана. Это дает ему основания для выбора стратегии собственного исследования. В гуманитарной же сфере реферат может скорее служить импульсом к знакомству с текстом первоисточника или ориентировать читателя в литературе интересующей его проблематики. Пути собственного исследования здесь в меньшей степени зависят от обращения к реферативному изданию и получения представления о том, что уже сделано в данной области.

По сравнению с рефератами для обзоров, отражающих естественнонаучное знание, характерна большая свобода интерпретации первоисточников, однако она также ограничивается правилом извлекать из них идентичные факты и концепции и только затем включать их в свою систему рассуждений и обобщений. В обзорах гуманитарной направленности автор вольно или невольно подает такие факты и концепции в соответствии со своим видением рассматриваемого вопроса, уже в момент вычленения их из текстов первичных произведений формируя собственное к ним отношение.

Существенным является вопрос о том, какая степень аналитико-синтетической переработки информации (библиографическое описание, аннотация, реферат, обзор) может считаться наиболее приемлемой для информационных изданий по естественным наукам. Конечно, каждый из этих жанров несет свои функции и необходим. Однако рассматриваемая проблема интересна в ее теоретическом аспекте, применительно к пониманию характерных черт и закономерностей научных коммуникаций в естественнонаучной сфере. В этой связи можно анализировать предпочтения специалистов естественнонаучного профиля в сопоставлении с предпочтениями других групп читателей.

Исследователями замечено, что именно ученые в большей степени, чем специалисты, склонны пользоваться информационными изданиями, что вызвано, вероятно, расплывчатостью информационных потребностей первых и конкретностью потребностей вторых. Среди ученых-естественников многие предпочитают библиографическое описание реферату, тогда как в сфере техники важно иметь реферат. Для естественных наук реферат может оказаться ненужным в силу того, что сами заглавия прореферированных работ ориентируют ученого в том, что уже сделано до него, а представление об этом отсекает пройденные пути. В технических науках, во многом построенных на совершенствовании однажды найденного решения, актуальными для исследователя могут быть различные нюансы, не получающие отражения в названии произведения.

Поскольку для развития естественных наук важны именно новые работы, здесь на первый план выходят реферативные издания. В гуманитарных областях, где "возраст" цитируемых работ намного выше, особое значение приобретают издания обзорные, вбирающие в себя разрозненные материалы по конкретной теме. В сфере естественных наук приоритетное место занимает текущая библиография, тогда как для дисциплин гуманитарного цикла большую роль играет ретроспективная библиография. Это связано с характером естественных наук как быстро накапливающей новые знания и кумулятивной системы, с историчностью познания и слабо выраженной кумуляцией в рамках наук гуманитарных.

Hosted by uCoz