Сбитнева А.А.

ЖУРНАЛИСТ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ, ГРАЖДАНИН. В.А. ГИЛЯРОВСКИЙ (1853-1935)

Наступивший год богат самыми разными памятными историческими событиями и датами. 7О лет тому назад ушел из жизни В.А. Гиляровский - знаменитый " Король репортеров", по меткому выражению А.П. Чехова.

Его знала вся Москва - от представителей светской и полусветской знати до обитателей городского "дна. "Среди них писатели и журналисты, полицейские и торговцы, пожарные и разного рода чиновники, художники и артисты.

Прежде чем он становился автором своих знаменитых репортажей, ему доводилось познать все, что впоследствии было в центре его репортерских исследований. Он обгорал на пожарах, замерзал почти до полусмерти, добираясь до объектов своих репортерских исследований, был сапожником, часовщиком, объездчиком лошадей, актером, бурлаком на Волге.

В течение десятилетия вел Гиляровский такую бродяжническую жизнь, которую он с полным правом, подобно М. Горькому, мог назвать "Мои университеты". Эти "университеты" познакомили его со множеством людей в самых разных слоях общества, среди которых он находил замечательных, незаурядных, сильных умом и духом людей. Безусловно справедливы слова одного из советских критиков-исследователей творчества В. Гиляровского о том, что в течение этого десятилетия "он прошел великолепный курс наук, каких не сыщешь ни на каком факультете журналистики.

Для репортера у Гиляровского было прекрасное качество характера - он быстро сходился практически со всеми людьми, с которыми его сталкивала профессия репортера. Он был дружен с обитателями знаменитого Хитрова рынка, о котором впоследствии напишет свой репортаж "Хитровка". Он запросто являлся в самые, как бы сейчас выразились, криминогенные притоны, и никто его пальцем не смел тронуть. Как храброго и отважного человека его глубоко уважали среди пожарных, ибо, в отличие от многих журналистов, он был не сторонним наблюдателем, а активным участником тушения пожаров самой различной степени мощности. Про него говорили, что о происшествиях он знает раньше, чем они произойдут. Это было правдой хотя бы потому, что у него была огромная личная агентура, которые с удовольствием помогали дяде Гиляю, хорошему человеку, с открытой, доброй душой.

Следует при этом отметить, что, в отличие от многих других репортеров, как русских, так и иностранных, он не был падким для всякой сенсации, которая традиционно считалась отличительной особенностью всякого репортажа.Его публицистические материалы прежде всего отличались абсолютной точностью, ибо он любил правду во всем. Поэтому он тщательно исследовал каждый факт, прежде чем о нем написать. С гордостью он отмечал, что за всю свою творческую жизнь он не имел ни одного опровержения. Как жаль, что эти качества практически сейчас совсем не присущи подавляющему большинству из армии современных журналистов, которые в погоне за сенсацией игнорируют даже самые заметные факты, противоречащие тому, что впоследствии публикуется на страницах прессы. И никто из них за это не отвечает ни перед читателем, ни перед своей совестью - характерная черта современной "желтой" прессы, принципы которой Гиляровский всегда глубоко презирал.

И тут, конечно, весьма уместно вспомнить период работы журналиста в газете "Московский листок". 3десь он явился автором ряда очень острых публикаций, обличавших администрацию фабрики в Орехово-Зуеве, проигнорировавшую правила техники безопасности, из-за чего возник пожар с человеческими жертвами. Совсем еще недавно это вмешательство газеты называлось "действенностью выступлений прессы", в результате которой под нажимом прокуратуры хозяева фабрики выплатили пособия семьям погибших. Следующее вмешательство корреспондента в расследование еще одного ЧП, когда из-за нерадивости путевой администрации на одной из железнодорожных станций, когда из-за ночного ливня, размывшего полотно железной дороги, рухнул пассажирский поезд, похоронив под своими обломками несколько сотен людей. Пробравшись с определенным трудом и под большим секретом в члены комиссии по расследованию аварии, Гиляровский в течение двух недель печатал корреспонденции, потрясшие всю читающую Россию, где он обличал головотяпство местных железнодорожников. На месте происшествия он выполнял не только журналистский, но и гражданский долг, самолично участвуя в раскопках трупов.

Через несколько лет после этого Гиляровский написал очень острую корреспонденцию о положении рабочих спичечных фабрик в двух подмосковных районах - Егорьевска и Гуслиц. Рабочие здесь трудились в таких ужасных условиях, что были просто обречены на гибель. Однако редактор "Московского листка " отказался опубликовать эти материалы, сказав автору: "Не нашего это ума дело!"

Возмущенный Гиляровский покинул газету и перешел на работу в "Русские ведомости". А статья его все же была напечатана в одной из петербургских газет.

Журналистская жизнь заставляла его то подниматься под облака, то спускаться в подземные клоаки, в "чрево Москвы" в полном смысле этого слова. Вместе со знаменитым аэронавтом он совершил путешествие на воздушном шаре, весьма нешуточном для того времени мероприятии, заменив собой помощника аэронавта, который не мог отправиться в полет.

Вскоре после этого страсть к журналистским расследованиям привела его на дно реки Неглинка, куда стекались все нечистоты с возвышенной части города. Во время ливней грязь и прочие нечистоты заливали подвалы домов, где жили бедные люди, задыхавшиеся от чудовищного смрада.

После выступлений дяди Гиляя в прессе по поводу того, что Неглинку надо регулярно очищать, городские руководители вынуждены были сделать определенные выводы и наводнения прекратились.

Работа в "Русских ведомостях" познакомила Гиляровского с лучшими представителями русской литературы: Л. Толстым, Г. Успенским, Н.Г. Чернышевским, Н.К. Михайловским, Д. Маминым-Сибиряком, также сотрудничавшими в этом издании. Многие из них полностью разделяли идеологические и журналистские подходы к решению тех проблем, которые Владимир Алексеевич затрагивал в своих публицистических материалах. А сотрудничество в популярном тогда юмористическом журнале "Будильник" свела его с А.П. Чеховым. По совету его и Г. Успенского Гиляровский собрал пятнадцать рассказов и очерков, в разное время опубликованных в разных изданиях, и соединил их в книгу под названием "Трущобные люди", вышедшую в одной из типографий Москвы. Однако цензура распорядилась запретить книгу, усмотрев в показе трущоб и их несчастных обитателей пасквиль на современную действительность. Однако, наборщикам удалось из бракованных листов собрать книгу и преподнести ее автору в знак любви и уважения. Несколько экземпляров пошли гулять по дореволюционной России, став ценным раритетом.

В 1892 г. Гиляровский по заданию "Русских ведомостей" поехал на юг России, на Дон, где вспыхнула эпидемия холеры. Он бесстрашно посещал холерные бараки и в своих репортажей очень ярко описал все виденное.

В 1896 г. Владимир Алексеевич свидетель трагического события - грандиозной катастрофы на Ходынке во время коронации Николая П. "Агентура" журналиста доносила ему, что из-за преступной нераспорядительности и глупости "властей предержащих" предполагается грандиозная давка, чреватая гибелью тысяч людей. Друзья уговаривали журналиста пропустить это рискованное для жизни мероприятие, но "Король репортеров" не был бы таковым, если бы струсил и описал предстоящее событие глазами других "источников". Только благодаря своей недюжинной богатырской силе Гиляровский вылез из толпы, практически не пострадав, если не считать перенесенного им чуть позже недолгого обморока как реакцию на пережитое потрясение. Зато в "Русских ведомостях" появился его репортаж о Ходынке, явившийся грозным обвинением царской администрации за проявленное головотяпство, пренебрежение к жизни и здоровью тысяч москвичей. Властям не удалось запретить появление этого репортажа. Несколько позднее было запрещено писать о ходынской катастрофе. Но вся Россия уже узнала эту страшную правду.

В 1899 г. Гиляровский стал заведовать московским отделом петербургской газеты "Россия", которой руководили знаменитые русские журналисты А.В. Амфитеатров и В.М. Дорошевич. С работой в этой газете связано появление ряда блистательных репортажей Владимира Алексеевича, как на внутриполитические, так и на международные темы.

В 1902 г. власти закрыли газету " Россия" за фельетон Амфитеатрова "Господа Обмановы", в котором вывел царскую семью и царский двор в самом неприглядном виде, разумеется, в завуалированной форме, и тогда Гиляровский перешел работать в газету И.Д. Сытина " Русское слово".

На страницах этой газеты во время русско-японской войны Гиляровский разоблачал вороватое русское интендантство, поставлявшее гнилое обмундирование и протухшие продукты героическим защитникам Порт-Артура. Эти публикации имели огромный успех и такое же недовольство властей.

В годы первой русской революции, столетие которой нынче по праву отмечается всей передовой русской и зарубежной общественностью, квартира Гиляровского в Столешниковом переулке была приютом и местом собрания самых разных людей. К нему прибегали студенты, спасаясь от полицейской расправы. Он укладывал их спать, чтобы потом на рассвете вывести через черный ход. Часто являлись рабочие с просьбой помочь получше составить петицию, или товарищи казненного революционера, чтобы рассказать о его последних минутах. И это при том, что он не принадлежал ни к одной политической партии, однако, всем сердцем был с теми, кто боролся против социального гнета.

После Октябрьской революции уже в солидном возрасте он мог уже без всяких цензурных купюр выпустить свою любимую книгу "Степан Разин". Вскоре он написал и издал свою знаменитую книгу "Москва и москвичи", а затем "Мои скитания", "Записки москвича".

В каждой строке каждой его книги чувствовался "защитник угнетенных и обиженных", как когда-то назвала его великая М.Н. Ермолова.

Таким он и остался в памяти миллионов своих читателей.

Hosted by uCoz