Рогожина Л.Д.

ДЕЛОВЫЕ ИЗДАНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СПЕЦИФИКА, ФУНКЦИИ

В начале 90-х гг. XX в. в нашей стране появился новый для России вид изданий - деловое издание.

За истекший период, который составляет более 10 лет, поток деловых изданий изменился качественно и заметно увеличился количественно. В настоящее время деловые издания существуют не только в традиционной печатной форме, но и в электронной. Всё это свидетельствует об их популярности и востребованности.

Вместе с тем, как это ни парадоксально, термин "деловое издание" не получил своего отражения ни в одном универсальном энциклопедическом издании, не включён и в специальные отраслевые энциклопедии, словари, справочники и стандарты.

Вопросы, связанные с деловыми изданиями, изучаются, прежде всего, в таких областях знаний, как информатика, экономика и журналистика. Однако в информатике и экономике объектом изучения является в основном деловая информация, выступающая в качестве одного из секторов информационного рынка и распространяемая преимущественно в электронной форме. А деловые издания рассматриваются как один из вариантов носителей деловой информации.

Журналистика, в свою очередь, исследует исключительно деловое периодическое издание как один из типов современной прессы. В качестве примера можно привести определение В.А. Сергачёва, который трактует деловую прессу как тип печатных СМИ, призванный в первую очередь обеспечивать информационные потребности предпринимательства посредством публикации тех или иных материалов (статистических, рекламно-информационных, законодательных и пр.) с целью создания информационного поля, способствующего развития бизнеса.

Рассматривая специфику делового издания, необходимо выявить прежде всего его наиболее важные, определяющие признаки. В качестве таковых могут выступать целевое, читательское назначение и содержание. При этом главным, доминирующим признаком является целевое и читательское назначение издания.

Содержательный признак, в свою очередь, является важным, но не определяющим. Ведь не всякое издание, содержательно связанное с бизнесом, можно отнести к деловому. Например, книга "Специфика развития торговли в Поволжье в конце XIX - начале XX веков" будет в первую очередь интересна краеведам, историкам, а издание "Упрощенная система налогообложения учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства" - бизнесменам. Оба эти издания связаны с деловой сферой, но если первое содержит информацию о бизнесе, то второе включает информацию, необходимую для ведения бизнеса. В данном случае именно второе издание можно отнести к деловым изданиям.

Безусловно, нельзя утверждать, что любая информация или издание, содержащее сведения о бизнесе, не является деловым. Например, опыт становления и развития известной компании может быть полезен для фирм и организаций, желающих преуспеть. При этом речь будет идти о бизнесе, но в то же время материал будет содержать практическую информацию, адресованную непосредственно бизнесменам.

Основными читателями деловых изданий являются предприниматели и руководители разных уровней. Изучая информационные потребности деловых людей, ряд авторов заостряют своё внимание на требованиях, которые предъявляют к деловой информации её потребители. В этой связи А.М. Яновский выделяет:

1. Качественные характеристики:

1.1. Достоверность - приближённость к первоисточнику, отсутствие искажений и неточностей;

1.2. Объективность - очищенность от искажений (субъективных и технических, возникших в процессе передачи и обработки информации);

1.3. Однозначность - точность и конкретность сведений. Даже достоверную и объективную информацию, если она важна, следует перепроверять;

1.4. Релевантность - степень соответствия информации решаемой проблеме, задаче;

1.5. Пертинентность - возможность прямого использования информации для обоснования принятия конкретного вывода, решения.

2. Количественные характеристики:

2.1. Полнота - соответствие количества информации достижению конкретной цели её использования;

2.2. Достаточность - количество информации, достаточное для обоснования решения;

2.3. Избыточность - количество информации, превышающее её достаточность для обоснования решения.

3. Ценностные характеристики:

3.1. Актуальность - возможность использования информации для разрешения сиюминутной (текущей) задачи или использования в конкретной исследуемой ситуации;

3.2. Своевременность - соответствие информации решаемой "сегодня" проблеме;

3.3. Стоимость - все расходы по факту получения информации. Её цена может оказаться выше коммерческой стоимости результата её использования.

Конечно, на практике трудно найти деловое издание, отвечающее всем вышеизложенным характеристикам. Если рассматривать названные качества применительно к специфике делового издания, то определяющими, позволяющими выделить деловые издания из общего документного потока будут являться такие характеристики, как актуальность и своевременность.

Таким образом, по нашему мнению, деловое издание - это издание, предназначенное для деловых людей и содержащее актуальную информацию, необходимую для развития бизнеса.

Информационные потребности деловых людей достаточно широки. Поэтому тематика деловых изданий, стремящихся наиболее полно удовлетворить информационные потребности предпринимательства, охватывает прежде всего такие разделы экономики, как: менеджмент, маркетинг, финансы, аудит, бухгалтерский учёт, ценные бумаги, реклама и другие. Неотъемлемым условием успешного функционирования бизнеса является законодательная база. Современное предпринимательство широко использует информационные технологии, а также прислушивается к советам психологов и имиджмейкеров.

Главными же функциями деловых изданий являются: доведение до деловых людей широкого спектра информации, необходимо для успешного функционирования и развития бизнеса; формирование деловой культуры в бизнес - сфере; создание положительного образа российского предпринимательства.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что дискуссии по поводу определения сущности деловых изданий ещё долго будет иметь место на страницах печати. Это связано главным образом со спецификой деловых изданий. Чётко отличаясь от массовых, научных, литературно-художественных, научно-популярных, досуговых, они в то же время тесно связаны с официальными, рекламными, производственно-практическими, учебными изданиями. Если одни авторы рассматривают коммерческую, финансовую, биржевую, фондовую и другую экономическую информацию как основную тематику деловых изданий, то в справочнике библиографа, например, названные виды информации не включаются в деловую и рассматриваются как самостоятельные. Поэтому можно сделать вывод, что тема "деловые издания: определение, специфика, функции" требует тщательного исследования и дальнейшей разработки.

Hosted by uCoz