Пиггот Е.Ф.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И ВИДОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА БУМАГИ ДЛЯ КНИГОИЗДАНИЯ В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА ХХ в.

Рубеж XIX и ХХ вв. в России был отмечен подъемом отечественного книгоиздания. Во многом этому способствовало активное совершенствование производства бумаги - основного материала, используемого для создания книг.

В России бумага для письма вошла в употребление с 1-й пол. XIV в. и вплоть до XVII в. была зарубежного производства. Первые попытки наладить бумажное производство в Московском государстве относятся ко 2-й пол. XVI в. (фабрика в селе Канино на реке Уче; бумажная мельница, устроенная патриархом Никоном в Зеленой слободе в 1655 г., и др. ) Российское бумажное производство получило свое развитие с эпохи правления Петра I, при котором с 1717 г. начинается активное строительство государственных и частных бумажных фабрик.

До начала XIX в. бумага в России изготовлялась ручным способом. Исходным материалом для ее производства была тряпичная масса, подвергавшаяся варке в специальных котлах. В 1799 г. во Франции была изобретена бумагоделательная машина, вырабатывающая бумагу в виде бесконечной ленты. С этого периода начинается постепенная механизация процесса бумажного производства в странах Западной Европы и в России. В 1818 г. на Петергофской бумажной фабрике была установлена одна из первых бумагоделательных машин, изготовленных на русских заводах. К сер. ХIХ в. в России насчитывалось уже 150 предприятий по производству бумаги. Одной из лучших была Невская фабрика братьев Варгуниных в Петербурге (основана в 1839 г.)

Возрастающая потребность общества в бумаге с одной стороны, и ограниченное по сравнению с этими требованиями количество производимой тряпичной бумаги с другой стороны, привели в России во 2-й пол. XIX в. к ряду изменений в технологии производства бумаги. С этого периода в тряпичную бумажную массу начинают добавлять механически размельченную древесину, а в 1857 г. в производство вводится процесс химической обработки древесины едким натром (натронно-сульфатный способ), в результате которого получается бело-сероватая масса для изготовления бумаги - целлюлоза.

К концу XIX в. в зависимости от исходного материала можно выделить четыре вида производства бумаги:

Большое значение для качества производимой бумаги имели следующие процессы:

На рубеже XIX и ХХ в. бумага, используемая для книгопечатания, производилась в России двумя способами - машинным и ручным. Для книг, издаваемых большим тиражом, использовалась изготавливаемая машинным способом т.н. печатная бумага, имевшая множество сортов. Печатная бумага должна была обладать определенной мягкостью, чтобы избежать изнашивания шрифтов. Изготавливалась она преимущественно из хлопчатобумажного тряпья с примесью целлюлозы. Для дешевых массовых изданий использовались низшие сорта печатной бумаги, которые отличались тонкостью, слабой проклейкой и сероватым или желтоватым оттенком. Одним из подвидов печатной бумаги являлась бумага газетная, содержавшая в своем составе значительное количество механической древесной массы и применявшаяся для печатания ежедневной прессы.

Расцвет библиофильства в России на рубеже XIX и ХХ вв. инициировал выпуск многочисленных изящных и художественных изданий, одной из характерных особенностей которых было использование бумаги ручной выделки. В книгах исследуемого периода наиболее часто встречаются следующие сорта бумаги, изготовлявшиеся на территории России:

Кроме того, для библиофильских изданий использовались следующие сорта бумаги импортного производства: ватманская (плотная шероховатая бумага для рисования, применявшаяся также для печатания гравюр и литографий; основные страны-производители - Франция и Англия), александрийская (плотная белая бумага высокого качества), рисовая (тонкая полупрозрачная бумага, изготовленная из рисовой соломы, с видимыми растительными волокнами; использовалась, среди прочего, для защиты иллюстраций в художественных изданиях), китайская (тонкая и довольно жесткая бумага, изготовлявшаяся из молодых побегов бамбука, луба, шелковичного дерева и др.), японская (отличалась повышенной плотностью, имела гладкую и рельефную стороны, использовалась для печатания роскошных и художественных изданий).

В переплетном деле рассматриваемого периода широко использовались различные виды узорчатой и цветной бумаги, прежде всего - мраморная бумага, окрашенная ручным способом при помощи набрызгивания красок, в результате которого получались разводы, напоминающие узоры мрамора. Мраморная бумага широко применялась для оклеивания крышек переплетов. Для форзацев особо дорогих индивидуальных переплетов наиболее часто применялась золоченая, а также муаровая цветная бумага (имитировала рисунок муаровой ткани, воспроизводимый с помощью тиснения).

Несмотря на то, что рубеж XIX и ХХ вв. был отмечен активным импортом бумаги в Россию из стран Западной Европы, можно признать данный период временем интенсивного развития отечественной бумажной промышленности. Новые технологии производства бумаги, а также развитие библиофильства в России привели к тому, что бумага стала значимым элементом оформления отечественной книги.

Hosted by uCoz