Ермолаева М.А.

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ "КНИГА" В XVIII СТОЛЕТИИ
(По материалам работ российских исследователей)

Крупнейшие реформы, осуществляемые в области книжного дела в XVIII в. способствовали развитию книгопечатания, значительному увеличению печатной продукции и ее широкому распространению во всех сферах общественной жизни. Все это обуславливало необходимость изучения книги как социокультурного феномена, осмысления ее роли в историческом и культурном процессе.

Одной из важнейших задач первой четверти XVIII в. было повышение образовательного уровня населения, что, по замыслам реформаторов, должно было содействовать успеху осуществляемых в этот период преобразований. Поэтому книга рассматривалась как важнейшее средство обучения и приобретения профессиональных знаний. Подобные воззрения нашли отражение в трудах Феофана Прокоповича "Духовный регламент" и "Правда воли монаршьей", Федора Салтыкова "Пропозиции", Ивана Посошкова "Книга о скудости и богатстве". В них подчеркивалась необходимость издания учебной и специальной литературы, по мнению авторов, особенно необходимой России.

Разработке новых подходов к определению понятия "книга" в значительной степени способствовала деятельность Санкт-Петербургской Академии наук. Ученые рассматривали ее как информационный источник, отражающий результаты научных исследований в различных отраслях знания. Ее важнейшими критериями они считали полноту и достоверность содержащейся в ней информации. Об этом, в частности, говорилось в подготовленных М.В. Ломоносовым представлениях в Канцелярию Академии наук "Об ускорении выпуска Комментариев" и "О печатании Российских ведомостей", а также в статье Г.Ф. Миллера "Предложения о том, как исправить погрешности в иностранных писателях, писавших о Российском государстве".

Становление отечественной исторической науки, происходившее на протяжении XVIII в. и явившееся частью общекультурного процесса также способствовало осмыслению сущностного значения понятия "книга". Подготовка фундаментальных трудов по истории Российского государства, содержащих не только изложение, но и анализ исторических событий требовала освоения всех существующих видов исторических источников, разработки методики их изучения, публикации, интерпретации. Таким образом, процесс создания русской истории подразумевал не только определение объекта и предмета этой науки, но и установление ее источниковой базы. В связи с этим книга (печатная и рукописная) рассматривалась учеными как важнейший источник, необходимый для воссоздания и исследования исторического процесса. Эти воззрения нашли отражение в работах В.Н. Татищева "История российская с самых древнейших времен", Г.Ф. Миллера "О народах издревле в России обитавших", "О первом летописце российском преподобном Несторе и о продолжателях оные".

Интерес представляет предпринятая А.Л. Шлецером попытка осмысления роли книги в историческом процессе. Эта проблема рассматривалась в работе ученого "Введение во всеобщую историю", предназначенной для приготовления детей к историческим занятиям и содержащей систему знаний по политической истории, географии, естественным наукам. В заключительной главе, названной "Начало истории" содержится рассказ об изобретении письма и появлении первых книг (в Египте, Вавилоне, Иудее). Ученый ставил это в один ряд с такими важнейшими событиями в истории человечества как изобретение огня и появление ремесел. Он рассматривал книгу как "начало истории", как важнейший фактор, оказавший значительное влияние на роль исторического процесса и считал, что ее появление знаменовало новый этап в развитии цивилизации.

В конце XVIII в. учеными были разработаны определения базовых книговедческих понятий. Они представлены в "Словаре Академии российской", первом научном труде по русской лексикографии, изданном в 1789-1794 гг. Так, сущностное значение понятия "книга" определяется, исходя из ее внешней формы, материального носителя информации, структуры. Она рассматривается как множество листов бумажных, пергаменных или из кожи, печатных, писанных, либо не писанных (чистых), вместе связанных, в корню переплетенных. Отмечается также, что "книга" - это текст, имеющий определенное содержание (полезное, вредное, философское, богословское), книгой иногда называли главу или часть статьи, на которые сочинение разделено, а также письмо или послание.

В "Словаре" также давались определения понятий производных от понятия "книга", многие из которых сохранили свое значение до настоящего времени. Так, "книгопечатание" определялось как тиснение книг, "книгоиздание" как выпуск их в свет, "книгопечатня" как здание, где книги печатаются, а "книгоположница", как место, определенное для их хранения.

Таким образом, в XVIII в. были получены знания о сущности книги как социокультурного феномена, ее назначении и функциональных особенностях. Это способствовало становлению отечественного книговедения.

Hosted by uCoz